Крестики на шею;
Две иконы — Спасителя и Казанская икона Божьей матери;
Свечи венчальные — их можно купить в церкви перед венчанием, либо же приобрести заранее красивые;
Кольца для жениха и невесты;
Рушники (4 шт) — 2 под иконы, 1 под ноги, 1 обвязывать руки молодым;
Свечи для свидетелей (не во всех церквях требуются);
Носовые платки (4 шт) — 2 под свечи и 2 свидетелям, чтобы держать короны;
Хлеб (или каравай, можно и маленький тортик) — оставляют в церкви;
Вино «Кагор»;
Паспорта со штампом о гражданском браке (редко в какой церкви соглашаются венчать перед официальной регистрацией брака)
Это, основное, что может потребоваться для венчания. Но, как это обычно бывает, в каждой церкви свои требования. Не забудьте уточнить у вашего священника, что может понадобиться для таинства венчания в вашем случае.
Ближе к выходным множество молодых отправляются в загс, чтобы скрепить свои семейные узы золотыми кольцами и штампами в паспортах. Затем они, возможно, поедут венчаться.
Oднако если задать вопрос о значении венчания многим из тех, кто сегодня для заключения брачного союза приходит в храмы, то чаще всего можно услышать весьма неопределенные ответы. И молодожены, и люди, которые уже по прошествии многих лет совместной жизни пожелали получить церковное благословение на брак, часто не имеют точного представления о том, как проходит это таинство и для чего оно нужно.
Давайте уясним себе принципы христианского брака по церковному учению.
Традиции обряда
Обряд венчания появился в IV веке нашей эры. Считалось, что брак, не получивший церковного благословения, не мог называться браком, а был лишь незаконным сожительством. Иными словами, только церковное венчание стало придавать браку законную действительность.
В России венчать молодых мог только приходской священник жениха или невесты. Бракосочетание совершалось в присутствии свидетелей жениха и невесты, которые подтверждали акт бракосочетания своими подписями в метрической книге. Такой порядок был установлен в Русской Церкви с 1802 года. По городской традиции, если свадьба происходила весной или осенью, путь молодым устилали цветами. В купеческих свадьбах для жениха и невесты обязательно стелили ковровую дорожку от свадебного поезда к церкви. Через паперть и всю церковь, до самого аналоя, расстилали атласную или бархатную дорожку, по которой жених вел свою невесту, на ней же они стояли во время венчания.
В наше время венчание совершается, как правило, над супругами, зарегистрировавшими предварительно свой гражданский брак. Это Святое Таинство, в котором новобрачным дается Божественная благодать, освящающая их союз и сообщающая им благословение Божие на совместную жизнь, рождение и воспитание детей. Происходит все это в храме или церкви в присутствии родных и друзей. В прошлом родители новобрачных в церкви при обряде венчания не присутствовали во избежание принужденных браков, а указ Петра I от 5 января 1724 года <по поводу принужденных браков> даже запрещал им под страхом строгого наказания присутствовать при венчании. Сейчас это, естественно, разрешается.
Запреты
Существует несколько причин, по которым вас могут не обвенчать. Церковные ограничения к венчанию те же, что и для вступления в гражданский брак, который регистрируется в загсе. Если у жениха и невесты большая разница в возрасте, требуется специальное разрешение архиерея. То же самое необходимо, если возраст жениха или невесты выходит за установленные законом рамки. Препятствием к вступлению в церковный брак является родство жениха и невесты. Родство бывает кровным (между кровными родственниками браки запрещены), двоюродным и троюродным (не разрешаются браки до четвертой степени родства), сводным, единокровным (общий отец), единоутробным (общая мать). Также не могут быть повенчаны кумовья (крестные мать и отец между собой и с крестниками).
Перед свершением обряда венчания священник выясняет, не существует ли других препятствий к заключению брака, поскольку не всякий брак, зарегистрированный в загсе, признается церковью. Если один из молодоженов не крещен, священник потребует его крещения и только после этого разрешит венчаться. Вас не обвенчают, если один из венчающихся состоит в незарегистрированном браке или был обручен с другим лицом. Когда люди венчаются повторно, а предыдущий брак был также освящен церковью, необходимо сначала его расторгнуть. Это очень сложная и долгая процедура. На это потребуется разрешение архиепископа, именно он будет решать, стоит ли расторгать предыдущий и давать разрешение на новый брак. Отличие повторного венчания заключается в том, что священник включает в обряд две дополнительные <покаянные> молитвы.
Церковью не допускается вступление в брак более чем три раза. Вообще-то, третий брак церковью не одобряется. "Первый брак - закон, второй - понуже прощение слабости ради человеческия, третий - законопреступление, четвертый - нечестье, понеже свинское есть житие", так говорил святитель Григорий Богослов. Не благословляется брак, если один из брачующихся (или оба) объявляет себя убежденным атеистом, пришедшим в церковь лишь по настоянию одного из супругов или родителей; а также если хотя бы один из супругов не крещен и не готов принять крещение перед венчанием.
Дату и время венчания вы можете выбрать сами, записавшись в храме за одну-две недели. Также следует узнать организационные моменты, например, что следует принести с собой из вещей. Для венчания понадобятся венчальные свечи, новое чистое длинное белое полотенце, кольца, иконы Спасителя и Богородицы. Традиционно невеста, даже если она преклонных лет, должна быть в белом, поскольку белый цвет в православии - цвет Господа Иисуса Христа.
Время венчания
Хотя многие обычаи и обряды остались в прошлом, есть вещи, которые не изменяются из века в век. Это время, назначаемое для свадеб и венчаний. Как и прежде, особенно много браков заключается после Святок (после 20 января до сырной седмицы, Масленицы), на Красную горку (через неделю после Пасхи), после Успенского поста, осенью. Даже люди, далекие от православия, предпочитают не играть свадьбы во время постов.
Тем, кто намерен венчаться в храме, надо знать, что браковенчание не совершается:
- накануне среды и пятницы (во вторник и четверг);
- по обычаю не принято совершать браки в субботу, а также накануне великих и храмовых праздников, дабы предпраздничный вечер не проходил в шумном веселье и развлечениях;
- накануне двунадесятых, храмовых и великих праздников;
- в продолжение постов Великого, Петрова, Успенского и Рождественского;
- в продолжение Святок (от 7 до 20 января н. ст.);
- в течение сырной седмицы (Масленицы), начиная с недели мясопустной и в неделю сыропустную;
- в течение пасхальной (Светлой) седмицы;
- в дни (и накануне) Усекновения главы Иоанна Предтечи (11 сентября н. ст.) и Воздвижения Креста Господня (27 сентября н. ст.).
Таинство обряда
В день браковенчания родители, произнеся молитвы, совершают благословение своих детей: сына - иконой Спасителя, дочь - иконой Божией Матери. По обычаю первым в храм появляется жених, сопровождаемый шаферами (друзьями) и кем-то из детей, несущим впереди жениха икону Спасителя. Жених отходит на правую сторону храма и ожидает приезда невесты. Она прибывает чуть позже и, также сопровождаемая иконой Божией Матери и шаферами, отходит на левую сторону храма. Затем начинается праздничная литургия.
Обряд венчания состоит из двух этапов: обручения и непосредственно венчания. Кольца, которыми будут обручаться молодые, дьякон выносит на специальном подносе. Священник с двумя зажженными свечами подходит к новобрачным и вручает им эти свечи. Затем он берет одно кольцо и надевает его на безымянный палец правой руки жениха, потом другое кольцо надевает невесте. В знак отдания себя на всю жизнь друг другу, в знак единодушия, согласия и взаимопомощи в предстоящем браке жених и невеста трижды обмениваются кольцами. После тройной перемены колец одно остается у жениха, другое - у невесты.
Наступает главный момент таинства. Священник, взяв венец, знаменует им крестообразно жениха и дает ему целовать образ Спасителя, прикрепленный к передней стороне венца. Благословив таким же образом невесту и дав ей приложиться к образу Пресвятой Богородицы, украшающему ее венец, священник венчает и ее. На всю последующую жизнь они становятся друг для друга царем и царицей - в этом смысл венцов на их головах. Кстати, при венчании двух вдовцов венцы не возлагаются на голову, а держатся на плечах. А третий по счету брак заключается без возложения венцов.
Затем приносится общая чаша с вином (кагор или херес). Осенив чашу крестным знамением, священник дает ее жениху и невесте. Новобрачные попеременно (сначала жених, а потом невеста) в три приема выпивают вино. Общая чаша символизирует общую судьбу с общими радостями, скорбями и утешениями. Отныне перед Богом они уже единое целое. Преподнеся общую чашу, священник соединяет правую руку мужа с правой рукой жены и трижды обводит новобрачных вокруг аналоя. Это круговое хождение означает, что супружество их будет вечным шествием рука об руку.
Далее новобрачных подводят к царским вратам, где жених целует икону Спасителя, а невеста - образ Божией Матери, затем они меняются местами и прикладываются соответственно жених - к иконе Божией Матери, а невеста - к образу Спасителя. Здесь же священник дает им Крест для целования и вручает им две иконы: жениху - образ Спасителя, невесте - Пресвятой Богородицы. Эти иконы родственники молодых обычно приносят из дома или приобретают в храме. Затем провозглашается многолетие новобрачным, и все присутствующие поздравляют их.
И вот венчание закончено. Новобрачные возвращаются в свой дом. Здесь их встречают родители жениха и невесты, подносят им по обычаю хлеб-соль и благословляют их иконами Спасителя и Божией Матери. Поцеловав иконы, муж и жена вступают в свой дом, чтобы поставить в передний угол благословенные образа, зажечь перед ними лампаду и ощутить в доме атмосферу теперь уже <домашнего храма>. Здесь им предстоит в совместной супружеской жизни научиться искусству отцовства и материнства.
Как и в прошлые столетия, согласно древней традиции, так и в начале XXI века, молодые пары, соединенные любовью и взаимным согласием, освещают свой брачный союз венчальной церемонией. Ведь и по сей день таинство венчания сохранило свой торжественный и глубокий смысл.
Елена, 22 года, и Сергей, 27 лет, женаты 4 года
- Венчание - это очень важный шаг. И безусловно, надо хорошо осознавать, что это и для чего оно вам нужно. Мы обвенчались спустя два года после заключения гражданского брака. Не то, чтобы мы выжидали, как сложится у нас дальнейшая супружеская жизнь, просто через какое-то время мы почувствовали в этом необходимость. Мы верующие, и венчание дало мне спокойствие, что Бог хранит нашу семью и помогает во всех начинаниях. И теперь я без стыда могу молиться и просить счастья как жена и будущая мать.
Наталья, 20 лет и Алексей, 24 года, женаты год
- Венчаться мы решили, как только подумали о браке. По нашему общему мнению, брак - это навсегда, и, скрепив его Божьим благословением, мы поможем сохранить его на долгие годы, пусть это и звучит для многих банально. Я очень рада, что ребенок, который у нас родился месяц назад, родился в венчанной семье.
Евгения, 21 год, и Олег, 22 года, женаты 2 года
- Я отношусь к этому обряду очень серьезно. Мы с мужем повенчались после года совместной жизни. Думаю, что этот обряд поможет в нас сохранить чувства при случае (всякое бывает). С одной стороны, после венчания могут ожидать семью большие испытания, с другой стороны - венчанной семье сам Господь помогает.
Мнение представителей церкви
Почему же так важно и нужно венчаться и что несет с собой это Священное Таинство венчания? Этот вопрос мы задали отцу Димитрию Лескину, директору Тольяттинской православной гимназии:
- Таинство венчания - священное действие, которое освещает жизнь людей, желающих соединить свои жизни. Брак и венчание едины. С церковной христианской точки зрения, если человек не венчался, то он не получил благословения Божия на свой супружеский долг. Если любовь согревает сердца двух молодых людей, если они видят в другом человеке половинку себя, если они хотят в браке своем вырастить детей и внуков, хотят построить семью на истинных основаниях, которые не размоет никакая вода, не разлучат никакие невзгоды, они должны венчаться.
Венчание - не обязанность, а великий дар, благословение Богом союза двух любящих сердец. Поэтому, конечно, до этого шага человек должен дорасти и возвыситься.
В последние годы неизмеримо возросло число венчаний, совершаемых в церквах. Но и количество разводов продолжает расти. Здесь нет парадокса. Спасителем замечено, что люди часто лишь устами взывают к Нему, сердца же их далеко от Него. Так поступают те, для кого браковенчание - не великое Таинство, но лишь красивый обряд. Поэтому и относятся они к нему без подобающего страха Божия, не позволяющего разводом поругать святыню. А по-другому и нельзя. Это прежде всего ответственность. Многие пары, получая церковное благословение на супружескую жизнь, просто не осознают совершаемого ими действия: ну, подумаешь, венчался, надоест - разбежимся.
К несчастью, вступая в церковные браки необдуманно, люди не осознают, какое проклятие со стороны Бога они на себя навлекают, разрушая их. Если человек не задумываясь расторг не только гражданский, но и церковный брак, то это страшно. Бог не только снимает благословение свое, но и, как говорится, отворачивается от таких людей. Ведь по христианскому учению, "что Бог соединил, человек да не разлучает".
Неспроста люди взрослые не сразу решаются на венчание. Это в молодости венчаются просто потому, что это "модно и красиво". В зрелом же возрасте относишься к этому поступку более ответственно. Теперь за свой выбор нужно отвечать перед Богом и Церковью. Ведь нам в руки дана божественная благодать, любовь, которую нужно сохранить и передать ее детям...