Пензенская область » Малосердобинский район » село Малая Сердоба
Богомольный источник, или Гремячка, находится в четырех километрах восточнее села Малая Сердоба, по направлению к Саполге, на правом берегу одноименной речки – Саполги. Источник был известен и благоустроен еще в 19 веке.
О его появлении существует несколько преданий.
Согласно первому, в войну с турками у крестьян-стариков забрали двух сыновей в армию. Родители долго их ждали, но – увы! – безрезультатно. Отец как-то пошел в лес по грибы и молился там о возвращении детей. Он так истово молился и плакал, что натекла лужица от его слез, и в центре пробился ключ с холодной водой.
Старик вернулся домой. А там радость: сыновья вернулись, живы и здоровы, сидят на лавке у стола, а старуха накрывает стол для долгожданных гостей. Тогда старик на другой день с детьми пошел в лес, они расчистили родник, повесили глиняную кружку, поставили крест и сруб. Потом стал родник богомольным.
А открылся источник в день Рождества Иоанна Крестителя (24 июня/7 июля), поэтому он связывается с этим праздником. До революции моления здесь проходили на Вознесение: после службы верующие шли на родник и были здесь до вечера.
Это предание, записанное Валентиной Ивановной Манышевой со слов Василия Алексеевича Любимова, укреплено у входа в часовенку. Есть и другое – «о том, как барин потерял в поле часы, а проходивший мужик принял циферблат за лик «явленной» и побежал за попом».
Действительно, по другой легенде, на этом месте явилась чудотворная икона. Урядник Сыркин сообщал: «Этой иконе крестьяне придают свойства исцеления и ежегодно накануне Вознесения туда стекаются не только местные крестьяне, но и богомольцы из соседних уездов, где священниками Малой Сердобы целый день совершается богослужение». Так или иначе, до революции над родником уже стояла часовня с иконой, и он был широко известен в округе.
Как сообщалось в 1924 г. в петровской уездной газете «Коммуна» (№54), крестьянин из Асметовки Григорий Пчелинцев в бездождье собирался доползти до Богомольного родника и помолиться о дожде. В 1932 г. «председатель коллектива верующих» Малой Сердобы Василий Кузьмич Плотников просил сельсовет разрешить на праздник – 8 июля – отслужить на роднике молебен и панихиду. Сельсовет разрешил, но только по окончании посевной.
По рассказам малосердобинского священника, о. Андрея Фадеева, у его бабушки еще в молодости стали отказывать ноги. Врачи объявили состояние безнадежным. Тогда она проводила детей в школу, и пошла на источник, сказав, что если не вернется сама, чтобы искали ее там. К полудню она только добралась сюда, а домой шла уже почти здоровой. Она жива и здорова и по сей день (в 2004 г. ей исполнилось 83 года).
В 1959 г. местный колхоз «Россия», чтобы пресечь паломничества, устроил водопой для скота и огородил его. А сейчас экологическая школа взяла шефство над этим родником, расчищают место около него. В 2000 г. был поставлен двускатный навес, столики – место отдыха, и небольшая кирпичная часовня с луковичным куполком, внутри сам источник и деревянный барельеф Распятия с надписью «От неимущих с. М. Сердобы», из-под нее вода стекает по трубе в круглое, также вымощенное камнем водовместилище.
Икона Иоанна Крестителя размещена в купальне источника. На стене часовни, рядом с легендой, прикреплена надпись: «Всяк, к роднику приходящий: усталый ли путник, несмышленый ребенок, зрелый человек, праздно отдыхающий! Прикасаясь к этой родниковой воде животворящей, бери силу и мудрость недр земных, а в ответ оставь после себя чистоту и порядок и в мыслях пожелай: «Живи, родник, живи!»
Службу на Вознесение Господне у Богомольного родника проводит Священник иерей (ныне протоиерей) Андрей Фадеев.
Как добраться: рядом с источником проходит асфальтовая дорога, приблизительно в полукилометре от него. К источнику подъезд по грунтовке через речку Саполгу. Она мелкая, но после дождя для городских машин с подъездом могут быть проблемы.
Недалеко от Богомольного родника есть менее известный родник Саполга. Как писал уже упоминавшийся урядник Сыркин, кроме Богомольного родника, «в противоположной стороне в 2-х верстах есть другой родник, но без часовни, не так чистый, и богослужение на нем совершается, когда идут с молебствием на Вознесение». Этот источник также существует до сих пор.