Регионы

Случайное изображение

7hram-kazanskoy-ibm.jpg

Панагия Фанеромени икона Божией Матери

Панагия Фанеромени икона Божией Матери

Икона из храма Панагии Фанеромени на острове Кипр. Переводится, как "Богородица Фанеромени".
Храм Панагии Фанеромени


Исторические источники относят время его создания к 1300 году, к периоду правления на Кипре франкских королей из династии Лузиньянов. Когда-то на этом месте находился женский монастырь, посвящённый Панагии Фанеромени. Его обитательницы славились как искусные белошвейки. Ведь ещё с древности остров был известен прекрасными вышивками, производством высококачественных тканей и золотой нити, которой расшивали шёлковую одежду. Труд монахинь приносил монастырю большие доходы, позволявшие выделять значительные средства для благотворительных целей. Одна из версий связывает название монастыря, а также и церкви, построенной в 1792 году, с чудесным обретением иконы Богородицы. Произошло это событие во время строительных работ. Слово "фанеросике" означает "явилась".

Турки, захватившие в 1571 году Кипр, хотели превратить монастырь в мечеть, но все назначаемые туда имамы (священнослужители) с какой-то роковой последовательностью скоропостижно умирали. Наконец, отказавшись от этой затеи, суеверные захватчики оставили христианскую обитель в покое.

С именем церкви Фанеромени связано и открытие в 1859 году первой на острове школы для девочек. В те годы пост Архиепископа занимал Макариос I, который всячески способствовал созданию школы, выделив для этой цели значительные денежные средства из бюджета Митрополии, а также используя благотворительные фонды столичных монастырей и церквей. Архиепископ письменно обратился к живущим за границей представителям кипрского клира с просьбой о пожертвовании денег на нужды всех школ Никосии. Его воззвания были услышаны и вскоре поступили значительные суммы от ряда монастырей Святого Афона, а также из Иерусалимской Патриархии от митрополита Филимона. В 1872-1873 гг. после больших строительных работ церковь Фанеромени принимает привычный для нас внешний вид. В 1938 году к ней пристраивают колокольню, для которой специально в Англии были отлиты колокола.

Одна из характерных особенностей храма - его внутреннее убранство и особенно тонкая резьба иконостаса, датируемая 1659 годом, воспроизводящая сцены из Ветхого Завета, а также богатство старинных икон и церковной живописи. Украшавшая некогда иконостас икона Панагии Фанеромени в настоящее время хранится в Византийском Музее Фонда Архиепископа Макариоса III в Никосии. В храме находится её копия, созданная в 1924 году известнейшим кипрским художником Адамантисом Диамантисом. Икона помещена в серебряный с позолотой оклад, изготовленный в 1851 году.

Многие известные кипрские мастера трудились над созданием сегодняшнего облика храма. Святая Трапеза и Архиепископский трон - работа известного резчика по дереву А. Пападопулоса. Амвон выполнен М.Талиодоросом, а иконы с изображением четырёх евангелистов принадлежат кисти А.Диамантиса. Большинство икон помещены в позолоченные и посеребрённые оклады, искусно изготовленные золотых дел мастерами П.Колокосом и Г.Элефтериадисом. Настоящее украшение храма - великолепная настенная роспись - уникальная работа одного из первых кипрских художников-профессионалов Иоанниса Киссонергиса, изобразившего в куполе храма Христа Вседержателя и четырёх евангелистов. Как говорилось выше, икона Богородицы находится в Византийском музее. В течение последних десяти лет под покровительством Архиепископа Кипра оригинал приносят на несколько дней в храм для проведения священной литургии в честь Богородицы. Написанная в XIV веке икона размером 118 на 83 см была ценнейшим сокровищем монастыря Панагии Фанеромени. Известный кипрский историк архимандрит Киприанос писал: "В Никосии есть две чудотворные иконы: Фанеромени и Алиньётисса. Наиболее древняя из них - Фанеромени" (История Кипра, 1788 год). Занимавшийся исследованием этого вопроса Г.Сотириу считает, что икона относится к XII веку, а в XVI-XVIII вв. она была реставрирована. На рамке, обрамляющей лик Богородицы, сохранились изображения шести гимнографов, а также горожан, молящих о ниспослании дождя. Неизвестный иконописец запечатлел Панагию Фанеромени, держащую младенца Христа, на золотом фоне. Правая рука Девы Марии указывает на Господа. Лики Богородицы и Христа даны крупным планом, что позволяет лучше уловить строгое выражение их лиц. Подобные изображения относятся к типу икон "Одигитрия" (указующая).

К счастью, неумолимое время пощадило икону, сохранив для исследователей образец стиля приверженцев нетрадиционного течения, широко распространённого в иконографии после захвата турками Константинополя (1453 г.).

Поиск по сайту

Наши соцсети

Пожертвование

Случайное изображение

st-sobor-gus.jpg
ИСТОЧНИКИ НЕКОТОРЫХ МАТЕРИАЛОВ:
vidania.ru
svyato.info