Икона из храма Панагии Фанеромени на острове Кипр. Переводится, как "Богородица Фанеромени".
Храм Панагии Фанеромени
Исторические источники относят время его создания к 1300 году, к периоду правления на Кипре франкских королей из династии Лузиньянов. Когда-то на этом месте находился женский монастырь, посвящённый Панагии Фанеромени. Его обитательницы славились как искусные белошвейки. Ведь ещё с древности остров был известен прекрасными вышивками, производством высококачественных тканей и золотой нити, которой расшивали шёлковую одежду. Труд монахинь приносил монастырю большие доходы, позволявшие выделять значительные средства для благотворительных целей. Одна из версий связывает название монастыря, а также и церкви, построенной в 1792 году, с чудесным обретением иконы Богородицы. Произошло это событие во время строительных работ. Слово "фанеросике" означает "явилась".
Турки, захватившие в 1571 году Кипр, хотели превратить монастырь в мечеть, но все назначаемые туда имамы (священнослужители) с какой-то роковой последовательностью скоропостижно умирали. Наконец, отказавшись от этой затеи, суеверные захватчики оставили христианскую обитель в покое.
С именем церкви Фанеромени связано и открытие в 1859 году первой на острове школы для девочек. В те годы пост Архиепископа занимал Макариос I, который всячески способствовал созданию школы, выделив для этой цели значительные денежные средства из бюджета Митрополии, а также используя благотворительные фонды столичных монастырей и церквей. Архиепископ письменно обратился к живущим за границей представителям кипрского клира с просьбой о пожертвовании денег на нужды всех школ Никосии. Его воззвания были услышаны и вскоре поступили значительные суммы от ряда монастырей Святого Афона, а также из Иерусалимской Патриархии от митрополита Филимона. В 1872-1873 гг. после больших строительных работ церковь Фанеромени принимает привычный для нас внешний вид. В 1938 году к ней пристраивают колокольню, для которой специально в Англии были отлиты колокола.
Одна из характерных особенностей храма - его внутреннее убранство и особенно тонкая резьба иконостаса, датируемая 1659 годом, воспроизводящая сцены из Ветхого Завета, а также богатство старинных икон и церковной живописи. Украшавшая некогда иконостас икона Панагии Фанеромени в настоящее время хранится в Византийском Музее Фонда Архиепископа Макариоса III в Никосии. В храме находится её копия, созданная в 1924 году известнейшим кипрским художником Адамантисом Диамантисом. Икона помещена в серебряный с позолотой оклад, изготовленный в 1851 году.
Многие известные кипрские мастера трудились над созданием сегодняшнего облика храма. Святая Трапеза и Архиепископский трон - работа известного резчика по дереву А. Пападопулоса. Амвон выполнен М.Талиодоросом, а иконы с изображением четырёх евангелистов принадлежат кисти А.Диамантиса. Большинство икон помещены в позолоченные и посеребрённые оклады, искусно изготовленные золотых дел мастерами П.Колокосом и Г.Элефтериадисом. Настоящее украшение храма - великолепная настенная роспись - уникальная работа одного из первых кипрских художников-профессионалов Иоанниса Киссонергиса, изобразившего в куполе храма Христа Вседержателя и четырёх евангелистов. Как говорилось выше, икона Богородицы находится в Византийском музее. В течение последних десяти лет под покровительством Архиепископа Кипра оригинал приносят на несколько дней в храм для проведения священной литургии в честь Богородицы. Написанная в XIV веке икона размером 118 на 83 см была ценнейшим сокровищем монастыря Панагии Фанеромени. Известный кипрский историк архимандрит Киприанос писал: "В Никосии есть две чудотворные иконы: Фанеромени и Алиньётисса. Наиболее древняя из них - Фанеромени" (История Кипра, 1788 год). Занимавшийся исследованием этого вопроса Г.Сотириу считает, что икона относится к XII веку, а в XVI-XVIII вв. она была реставрирована. На рамке, обрамляющей лик Богородицы, сохранились изображения шести гимнографов, а также горожан, молящих о ниспослании дождя. Неизвестный иконописец запечатлел Панагию Фанеромени, держащую младенца Христа, на золотом фоне. Правая рука Девы Марии указывает на Господа. Лики Богородицы и Христа даны крупным планом, что позволяет лучше уловить строгое выражение их лиц. Подобные изображения относятся к типу икон "Одигитрия" (указующая).
К счастью, неумолимое время пощадило икону, сохранив для исследователей образец стиля приверженцев нетрадиционного течения, широко распространённого в иконографии после захвата турками Константинополя (1453 г.).