Иконографическая композиция, посвящённая оплакиванию Христа Богородицей.
Икону иногда называют «Оплакивание Христа», по-гречески – «Пиета».
Образ «Не рыдай Мене, Мати» относится к страстным и изображает Богородицу, оплакивающую Своего Божественного Сына, снятого с креста после распятия.
Обнаженное тело Спасителя представлено на фоне креста и наполовину погруженным в гроб, глаза Его закрыты, руки сложены крест-накрест. Богородица обнимает Христа, нежно приникая к Его щеке.
В композиции совершенно явственно возникает ассоциация с иконографией Умиление, в которой Богоматерь изображается ласкающей Христа-Младенца, здесь же Она обнимает тело умершего Сына. Однако сквозь интонацию печали и плача просвечивает свет надежды.
Название иконы взято из ирмоса девятой песни канона Космы Маюмского на Великую Субботу: «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе, Его же во чреве без Семене зачала еси Сына: востану бо и прославлюся, и вознесу со славою непрестанно, яко Бог, верою и любовию Тя величающия».
Песнопение это поется от имени Спасителя, Который утешает Свою Мать, говоря о Своем Воскресении, побеждающем смерть.
Александр Соколов, точно следуя древней иконографии, интерпретирует ее очень современно, прежде всего в эмоциональной окраске образа.
Он наполняет изображение живым чувством и подвигает зрителя к сопереживанию: нежный лик Богородицы полон любви и страданий, на лике Спасителя также отражены боль и скорбь, но все эти эмоции поданы деликатно и тонко, не нарушая общей гармонии образа.
Икона написана строго канонично и в то же время свободно, живописная разделка многослойная, стойкими лессировками и легкими оживками.
Сдержанность цветового решения соответствует страстной теме, но в иконе нет ничего мрачного, фон средника, написанный светлой желтой охрой, создает светоносную среду, а киноварные надписи дают мажорные акценты.
Небольшая по размеру икона благодаря мастерству иконописца становится глубоким молитвенным образом.