Костомаровская икона Божией Матери чудотворный образ, получивший название по месту своего явления в Спасском Костомаровском женском монастыре в XIX веке. По стойкому преданию этот образ был подарен Спасскому Костомаровскому скитскому храму по распоряжению императора Александра I, который посетил город Павловск Воронежской губернии в 1818 году, в качестве Высочайшего благоволения к пещерным храмам и подвигу пещерокопательства. В силу высокой влажности, в меловом пещерном храме не желательно хранить иконы, написанные на дереве, потому императорский подарок был исполнен на металле. Предположительно образ был написан поставщиком икон для двора Его Императорского Величества академиком Московской Академии Художеств В.В. Шокаревым.
До недавнего времени считалось, что эта икона является одним из списков Валаамской образа Божьей Матери, но это не так. Валаамская икона Пресвятой Богородицы была написана значительно позже в 1878 году валаамским иеромонахом Алипием (Константиновым). Стала же она широко известна лишь с 1897 году после чудесного исцеления от ревматизма крестьянки Н.А. Андреевой после молитвы перед этим образом. Именно к началу ХХ века относится начало широкого распространения списков Валаамской иконы по России и за ее пределами. К тому же при внимательном сравнении Костомаровской и Валаамской икон Божией Матери видны их различия, несмотря на схожесть композиции.
Богородица на Валаамской иконе, изображена в рост, стоящей на золотом облаке, перед собой Она обеими руками держит Младенца Христа (левой рукой поддерживает Его снизу, правой - спереди). Облачена в красный мафорий и темно-синий хитон, не скрывающий Ее босых стоп. Богомладенец изображен фронтально в желтом хитоне, правой высоко поднятой рукой благословляет, в левой – держава, увенчанная крестом.
В отличие от этого классического Валаамского образа Пресвятой Девы на Костомаровской иконе Божия Матерь, стоящая в полный рост, изображена не на золотом фоне, а на фоне облаков. Перед собой Она обеими руками держит Младенца Христа (левой рукой поддерживает Его снизу, правой - спереди). Облачена в красный мафорий и темно-синий хитон. У Богородицы на ногах обувь. От головы Христа и Богородицы исходят лучи. Богомладенец хотя и изображен фронтально, но его силуэт смещен немного влево от центра. Обе руки Господь простирает в направлении к молящимся, что роднит этот образ с иконой «Азъ есмь с вами».
После революции 1917 года Спасский скит был закрыт, верующие было запрещено посещать пещеры и в особенности пещерные храмы. И все же люди тайком приходили в пещеры и возносили свои молитвы Господу. Ярость безбожников по отношению ко всему, что связано с Церковью, и в особенности по отношению к святыням, была запечатлена на Костомаровской иконе Пречистой Девы. Она в отличие от сотен и тысяч иных икон, по милости Божией, не была уничтожена. Причиной этого стало чудо, произошедшее в 1920-х годах. Один из красноармейцев во время закрытия Спасского скитского храма, где хранился святой образ Богородицы, пытаясь показать свою удаль начал стрелять по Костомаровской иконе. Как ни пытался меткий дотоле солдат попасть в лик Богородицы или Богомладенца, из шести произведенным им выстрелов ни один не коснулся святых ликов. На образе по сей день отчетливо видны отверстия от шести пуль.
После возрождения монашеской жизни в Костомаровской обители в 1997 году Костомаровская икона Богородицы стала одной из главных святынь возрождаемого монастыря. По молитвам перед этой иконой совершались явные знамения милости Божией как для сестер обители, так и для многочисленных богомольцев. В конце декабря 2001 года икона закровоточила. Сестры закрыли нижнюю часть стеклом, к которому прикладываются верующие.
Ныне образ постоянно находится в Спасском соборе Костомаровского женского монастыря.