Аллегорический тип Богоматери в облике Апокалиптической жены возник в Германии в XV веке. В этой иконографии Богородица представлена в рост, с Младенцем на руках. Её ноги опираются на лунный серп, от фигуры исходят золотые лучи, образующие ореол сияния (мандорлу), на голове Богородицы (в большинстве изображений и на голове Младенца) корона. Образ является прямой иллюстрацией слов из Апокалипсиса: «И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд... И родила она младенца мужского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным» (0тк. 12:1,5).
Облеченной в солнце называется Божия Матерь в акафисте Успению Пресвятой Богородице (кондак 1): «Радуйся, облеченная в солнце, сияющая благодатию и славою всей вселенней».
Подобные изображения известны в гравюрах, в скульптуре, в миниатюрах и на витражных стёклах начиная с XV века. Различные варианты данного иконографического типа получили большое распространение в польском искусстве, откуда через Украину, Белоруссию и Литву пришли в Россию. К этой иконографии принадлежит образ Божией Матери «Благодатное Небо». В современной иконографии образы «Жена, облеченная в Солнце» и «Благодатное Небо» часто объединяют.