Регионы

Случайное изображение

32pp-monastery.jpg

Спасо-Преображенский монастырь в г. Старая Русса

Спасо-Преображенский монастырь в г. Старая Русса

Старорусский Спасо-Преображенский мужской монастырь - в прошлом действующий монастырь Русской православной церкви в Старой Руссе. Находится на северо-восточной стороне города, невдалеке от правого берега реки Полисти.

Монастырь впервые упоминается в Новгородской Первой летописи под 1192 годом:

В то же лето в Русе сърубиша церковь на острове, Мартурии игумен, в имя святого Преображения, и створи манастырь, и быть прибежище крьстьяном.

Монастырь основан при новгородском князе Ярославе Владимировиче игуменом Мартирием, который согласно Новгородской Первой летописи был родом из Русы и позднее имел прозвище Рушанин. Первоначально, это была деревянная, одноэтажная церковь во имя Спаса Преображения Господня, которая вскоре сгорела. На её место Мартирий, возведённый в сан архиепископа в 1193 году, приказал построить каменную однопрестольную церковь, а позднее лично освятил её в День Успения Божией Матери.

Первоначально монастырь назывался «в Русе на посаде», впоследствии именовался Спасским и Спасо-Преображенским.

В течение последующих веков монастырь неоднократно подвергался нападению литовцев и шведов. В первой четверти XVII века на территории монастыря находились один деревянный и два каменных храма с богатым набором церковных предметов и колокольня. После «шведского разорения» в 1628-1630-х годах монастырь был восстановлен и существенно расширен. Главный храм был капитально перестроен, были возведены ещё три каменные церкви.

Согласно монастырской описи 1739 года в обители кроме трёх каменных церквей (одна из которых была с кухней, трапезной и кладовыми) и колокольни имелись также деревянные архимандричьи, братские, больничные и гостиные кельи с сенями и чуланами, квасоварня, солодожня, квасные и пивные погребы, овин, хлебные амбары, конюшенный двор, «работницкая изба», баня, гумно с ригами, несколько садов и огородов. Монастырь окружала ограда в 263 сажени с каменными и двумя деревянными воротами[2]. В начале XVIII в к монастырю был приписан Козмодемьянский, в 1752 году - Леохновский, в 1764 году - Кречев Николаевский монастыри. В эти же годы в Спасо-Преображенском монастыре была введена архимандрития. По росписи 1768 года все помещения монастыря (кроме церквей) указаны деревянными, каменный одноэтажный настоятельский комплекс появился лишь в конце 1780-х годов. С этим, видимо, связано причисление Спасо-Преображенского монастыря при учреждении духовных штатов в 1764 году лишь к третьему, самому низкому, классу.

В начале XIX века в монастыре основано духовное училище. Возведено несколько каменных зданий, сооружена каменная ограда с башенками. Парадным был вход с Александровской улицы через южные врата с восьмиугольной башней над ними, в которой была устроена церковь Всех Святых, которая вскоре была упразднена из-за тесноты и неудобства. Притвор церкви Рождества и старая трапезная были соединены каменной вставкой. В 1830 году монастырь причислен ко второму классу. В 1880-1890-х годах возведён новый большой собор в честь возвращённой городской святыни - Иконы Старорусской Божией Матери и несколько каменных корпусов. Территория к востоку от центра была занята садом и кладбищем, на котором с начала XIX века за определённую плату было разрешено хоронить известных граждан города. В 1892 году монастырь причислен к первому классу.

В 1917 - 1922 годах монастырем управлял епископ Димитрий (Сперовский). После закрытия монастыря большинство храмовых зданий не были разрушены, пострадали лишь второстепенные постройки. На их месте были построены жилые дома. В годы Великой Отечественной войны в монастыре находилась немецкая комендатура. В ходе боёв за город монастырь сильно пострадал. В 1960-х годах были проведены реставрационные работы под руководством Т. В. Гладенко.После их завершения в 1973 году в зданиях монастыря разместился краеведческий музей.

В настоящее время от ансамбля монастыря сохранились четыре каменные церкви, два каменных корпуса XIX века и остов собора Старорусской иконы Божией Матери, перестроенный под спортивную школу.

Деревянная церковь возведена в 1192 году игуменом Мартирием, сгорела, видимо, через два года во время пожара, уничтожившего город. В 1198 году владыка Мартирий построил в основанном им монастыре каменную церковь. В середине XV века она была разобрана почти до земли, и на старом основании возведена заново. Позднее в 1690-х и начале XIX века подвергалась ряду перестроек.

После Октябрьской революции храм был закрыт одним из первых в 1920-е годы. Возможно с 1930 года использовался в качестве хранилища зерна, наряду с другими храмами Новгорода и Старой Руссы. В годы войны храму были причинены большие разрушения: кладка была местами разрушена, имелись проломы на северной апсиде и в нижней части южного фасада и с северной стороны барабана, южная стена притвора уничтожена полностью, стены храма покрыты трещинами и провалами.

Церковь Рождества Христова примыкает к колокольне с северной стороны. Притвор церкви на втором этаже сообщается с храмом «под колоколы». Благодаря летописным источникам и натурным данным реставраторов В. Я. Ядрышников относит сооружение деревянной церкви к 1620 году, а возведение каменной - к 1630.

В 1835 году в подцерковье была устроена церковь Козьмы и Дамиана, упразднённая в 1892 году. Тогда же была сооружена каменная пристройка, связавшая притвор церкви Рождества и трапезную. В 1892 году Рождественский храм был передан духовному училищу. После революции в здании церкви располагался уездный архив.

В военные и послевоеные годы храм был сильно разрушен. После реставрационных работ на верхнем этаже церкви были размещены экспозиции краеведческого музея, а внизу - хранилище фондов.

Церковь Сретения с трапездной располагается в 8 метрах от Рождественнского храма. Дата её строительства относится к 1630 году, на основании более древней, деревянной церкви 1530-1540-х годов. Представляет собой монастырскую трапезную с церковью. Состоит из двух двухэтажных зданий - храма и трапезной. С северной стороны ранее примыкал каменный двухзтажный братский корпус. Особенностями храма является его асиметричность (церковь расположена не строго по продольной оси трапезной, а сдвинута к югу) и строгое декоративное решение.

В 1940-х годах здание сильно пострадало: были утрачены кровля и стропильная система, части свода церкви и трапездной, многие участки грозили разрушением.

В 1888 году в Старую Руссу была возвращена чудотворная икона Старорусской Божией Матери, находившаяся в Тихвине с 1570 года. Для её размещения в июне 1889 года был заложен собор Старорусской иконы Божией Матери, который был освящён 31 августа 1892 года.

В 1960-е годы собор был перестроен и превращён в спортивную школу.

Четырёхъярусная колокольня примыкает к притвору церкви Спаса. Построена она после «шведского разорения» в конце 1620-х годов. Она является не обычной колокольней, а столпообразным храмом «под колоколы», или просто «столпом». В 1818 году колокольня сильно перестраивалась: её завершение было разобрано, был достроен дополнительный круглый ярус, при этом уничтожен ряд окон, уничтожены куранты и часть декора. В XVIII веке первый этаж сдавался а аренду под склад казённого вина.

В 1930 году был утрачен шпиль, в следующем году сняты колокола. В годы войны на верхнем ярусе немцы устроили железобетонный дот. В ходе реставрационных работ было установлено, что из всех новгородских столпообразных храмов старорусский сохранился в наиболее полном виде, было принято решение разобрать надстройку XIX века и восстановить храм в древнем виде.

В храме находились (в настоящий момент местонахождение их не известно):

1.По прошению архимандрита Моисея с благословения преосвященнейшего Амвросия, митрополита Новгородского и С.-Петербургского для благолепия и украшения св. обители, перенесены из новгородского Софийского собора 23 сентября 1805 года части св. мощей, числом 50, следующих угодников Божиих: 1. Никиты, епископа Новгородского, 2. Иоанна, архиепископа Новгородского, 3. священномученика Антипы, епископа Пергамского, 4. Преподобного Антония Римлянина, 5. Апостола Андрея Первозванного, 6. Евфимия, архиепископа Новгородского, 7. Иоанна Златоустого, 8. Преподобного Иоанна Дамаскина, 9. Преподобного Макария Египетского, 10. Преподобного Ефрема Новоторжского, 11. Препод. Отец, в Синае и Раифе избиенных, 12. Св. мучен. Параскевы, 13. Святого благоверного князя Феодора Ярославича. 14. Св. Моисея, архиепископа Новгородского, 15. Св. великомученика Никиты, 16. Св. Епифания, епископа Кипрского, 17. Св. мученика Иоанна воина, 18. Апостола Иакова, брата Божия, 19. Св. Гурия в Варсонофия Казанских, 20. Св. великомученика Феодора Тирона, 21. Апостола Анания, 22. Ризы св. Ионы, архиепископа Новгородского, 23. Св. благоверных князей Феодора и Давида Ярославских 24. четыредесяти мучеников, иже в Севастии, 25. Св. мученика Пантелеймона, 26. Св. Николая, архиепископа Мирликийского, 27. Св. великомученицы Варвары, 28. Великомученика Георгия, 3. Св. благоверного князя Михаила Черниговского, 30. Преподобного Алексея - человека Божия, 31. Преподобного Евфимия Суздальского, 32. Стефана, епископа Пермского, 33. Св. Климента, папы Римского, 34. Св. мученика Меркурия, 35. Св. мученика Прокопия, 36. младенцев, избиенных Иродом в Вифлиеме, 37. Св. архидиакона Стефана, 38. Св. Иакова Боровичского, 39. Св. мученика Христофора, 40. Св. мученика Иакова Персиянина, 41. Св. мученика Феогния и Кизических мучеников; 42. Антипатра, 43. Феостиха, 44. Артемия, 45. Феодота, 46. Магна, 47. Фавмасия, 48. Филимона, 49. Руфа и 50. Преп. Моисея Мурина.

Частицы мощей всех сих св. угодников Божиих вставлены в кипарисную доску и хранятся в серебряном вызолоченном ковчеге. По углам сего ковчега четыре финифтевые клейма с изображением евангелистов. Самый ковчег помещается в бронзовой раке.

2. Кадило серебряное, литое с крышкою, в виде башенки и с крестом, 1641 года.

3. Евангелие печатное в лист 1644 года, пожертвованное митрополитом Ростовским Варлаамом.

4. Два печатные Евангелия 1685 и 1698 года.

5. Евангелие в лист, писано полууставом с киноварью священноиноком Андреем. На обороте последнего листа древнею скорописью значится следующее: «Лета 7100 (1592) г. марта 26 дня положил сию книгу Евангелие в дом всемилостивому Спасу в Старой Руссе священноинок Андрей». Пониже сей другая надпись: «Лета 7117 (1609) года апреля 23, пан ляховския земли Иван Федоров сын Черновский, услышав, что то святое Евангелие всемилостивого Спаса, взял у государева войска у казаков и отдал ко всемилостивому Спасу, в монастырь в Старой Руссе и о здравии его за то Бога молить, а по смерти его поминати, а подписал многогрешный Богданко Петров».

6. Крест напрестольный, серебряный, позлащенный, с мощами. На нем распятие Господне литое, вокруг распятия четыре круглых клейма с изображениями: двух ангелов, Богоматери, Иоанна Богослова и Николая чудотворца. На обороте креста в кругах 15 изображений разных святых и внизу надпись: "И бысть сделан сей животворящий крест Господень с чудотворными мощами в Старую Руссу Преображению Спаса Господа нашего Иисуса Христа, индикта, лета 7100 (1592) года, месяца мая. Длиною крест шесть вершков. Весом с деревом и мощами 80 золотников.

7. Крест со святыми мощами серебряный, с приделанным вверху ушком. Он устроен довольно массивно, с лицевой стороны ярко вызолочен; мерою в длину и в поперечнике 2-вершковый и по всем четырем концам округленный. На этом кресте с лицевой стороны литое распятие с предстоящими - Богоматерью и Иоанном Богословом; вверху распятие Господа и Дух святый, а внизу глава Адамова, - все литые. Святые мощи в сем кресте положены: 1. Апостола Андрея Первозванного, 2. Апостола Марка евангелиста, З. Апостола Филиппа, 4. князя Владимира, 5. великомученицы Варвары, 6. святителя Германа Казанского, 7. великомученика Димитрия Солунского, 8. святителя Иоанна Златоустого и 9. св. Григория Неокесарийского.

8. Нерукотворенный образ Христа Спасителя 81/2 верш. длиною и 7 верш. шириною, с серебряным позлащенным по полям окладом и с таковым же венцом, обнизанным жемчугом. Св. убрус изображен в облаках с парящими вокруг херувимами и поддерживается двумя ангелами и херувимом в сребропозлащенных венцах; а над ними в полукружии изображено Триипостасное божество, окруженное огнеобразными шестикрылыми серафимами. Образ сей весьма древней греческой живописи, по устному преданию, пожалован в сей монастырь Государем Императором Петром Великим.

Поиск по сайту

Наши соцсети

Пожертвование

Случайное изображение

moscow563.jpg
ИСТОЧНИКИ НЕКОТОРЫХ МАТЕРИАЛОВ:
vidania.ru
svyato.info