В реконструкции храма просматривается много этапов.
Этап первый - начало-середина XVII века.В вотчине Пожарских в 1647 году существует монастырь Макария Желтоводского и Унженского чудотворца, и в нем «... церковь каменная Преображения Христова, с папертями, о пяти верхах, не освящена. В церкви два придела: Евфимия Суздальского чудотворца, не освящен, да придел Макария Желтоводского и Унженского чудотворца, не освящен; да в исподе церковь с трапезою Успения Пресвятой Богородицы, да придел Александра Свирского чудотворца освящен, да к церкви приделана колокольня каменная, верх шатром...». Начатый строительством собор при Дмитрии Михайловиче, продолжает строиться при сыне князя Иване Дмитриевиче. При нем пристраивается придел Иоанна Предтечи (в честь его ангела). Изучение плана храма позволило установить место расположения алтарей, самых древних, сохранившихся до наших дней: главный Преображенский - в храме, Евфимия Суздальского - в апсиде первого яруса, с правой стороны. Макария - в юго-восточном объеме. Успения в нижнем теплом храме. Александра Свирского - под приделом Макария. Иоанна - с северо-восточной стороны. Определено первоначальное местоположение колокольни - в северо-западном углу храма. Подтверждением служит публикация Л. Даля в журнале «Зодчий» № 5 за 1873 г. «...впервые является постоянным спутником церкви осьмигранная шатровая колокольня, часто в северо-западном углу церкви как, например, в церкви Грузинской Богоматери в Москве, в церкви села Пурех, построенной Пожарским».Покрытие храма и придела Макария было позакомарным, притом конструкция свода не отвечала этому, и покрытие выполнялось по деревянной стропильной системе.
Этап второй XVII - начало XIX веков. По-видимому, в конце XVIII века переделали первоначальную колокольню - звонницу. Сохранилась в Нижегородском кремле аналогичная, того же времени постройка - 30 г.г. XVII в. - невысокая, квадратная в плане, перекрытая шатром (восьмигранным). На рисунке из журнала «Нива» (номер не установлен) изображен храм в Пурехе: на переднем плане речка Колесенка с небольшой платиной. За крышами деревянных домов возвышается пятиглавый храм, по восточным углам - пределы. С северо-западной стороны возвышается на кубическом объеме высокая восьмигранная шатровая колокольня. Перекрыт храм четырехскатной крышей. По характеру изображения рисунок можно датировать 30-40 г.г. XIX столетия. Наверное, в таком виде застали церковь братья Чернецовы, путешествовавшие по Волге в 1830-40 г.г. «Прошлого лета мы имели случай быть, проездом, в селе Пурех, находящемся отсюда в 15 верстах по правому берегу Волги. Пурех считается местом рождения князя Пожарского. Существующая в нем прекраснейшая церковь с шатровой при ней колокольней...»
Этап третий середина XIX века.В 1854 году церковь сильно пострадала от пожара. В рапорте о происшествии дается подробное описание храма: Судя по справке, церковь по-прежнему имеет шесть престолов (в подклети вместо престола Александра Свирского упоминается алтарь в честь Воскресения Христова). Но впервые отмечено существование двух колоколен. В записках Гациского «Статистическое описание села Пурех» читаем: «Церковь каменная, 2-х этажная, с 2-мя колокольнями, из которых одна сложена в новейшем времени». Таким образом, постройку второй колокольни можно отнести к промежутку между 40-50 г.г. XIX столетия. В подобном виде храм просуществовал до 1873 г. о чем имеются исторические свидетельства:1871 г. - «Зданием каменная, двухэтажная, с двумя колокольнями...»1873 г. - То же.
Этап четвертый - 1870-е годы, 1880-1883 г.г.В 1874 году начинается большая перестройка и расширение храма. В клировых ведомостях за 1874 г. написано: «Зданием каменная, двухэтажная, имеющая при себе три таковые же колокольни: новую трехэтажную и две средние».Расширение велось следующим образом: в 1875 году построили окончательно трехъярусную колокольню, затем сломали две существующие колокольни и верхнюю галерею. Колокольню с храмом соединила обширная четырехстолпная трапезная. Сооружена она была в 1879 году. Но на этом перестройка церкви не прекратилась. По приходо-расходным книгам за 1880 по 1883 годы фиксируются довольно большие суммы, потраченные на ремонт храма. Натуральные исследования показали, что вновь построенная трапезная имела отличный от существующего фасад: Небольшие центральные окна по всем сторонам были растесаны и приобрели вид «византийских» На южном фасаде на первом ярусе были заложены остатки первоначальной галереи, в образовавшемся помещении устроили еще один престол. К 1883 году окончательно сложился архитектурный облик памятника, который в основном, сохранился до наших дней.На храме были заменены главы, силуэт которых нельзя назвать удачным. Расширили все оконные проемы, заложили перспективные порталы, полностью переделали придел Иоанна Крестителя. Вообще самые большие изменения фасада произошли на северной стороне: разобрали наружную стену древней галереи и сделали значительно больший по площади придел. Завершения над ним и глава выполнены из дерева с последующей обшивкой металлом. Здание оштукатурили прочной цементной штукатуркой, предварительно сбив кирпичный декор XVII века, покрасили в цвет светлой охры, подчеркнув декор и детали белым. На барабанах, которые после ремонта получили новый «русский» декор, в пространстве между тянутыми штукатурными полуколонками была выполнена живопись. Поле архивольтов также заполнилось сюжетной живописью.Интерьер на протяжении существования собора также менялся. Прежде всего, храм был славен святынями, находящимися в нем и пожертвованными князем Пожарским и членами его семьи. В «Церковных древностях» Нижегородской губернии особо отмечается икона Владимирской Божьей Матери, находившаяся с Пожарским в его походах, икона Казанской Божьей Матери, шитая по атласу первой супругой князя Прасковьей Варфоломеевной; Распятие Христа деревянное, обложенное серебряной оправою - «мерою в длину трех аршин». По преданию крест этот принесен был Дмитрием Михайловичем из Соловецкого монастыря по случаю моровой язвы. Пожалуй, наибольшую ценность представлял стяг Нижегородского ополчения 1612 года, который в 1826 году по просьбе Николая I был передан владелицей Пуреха графиней Марьей Александровной Дмитриевой-Мамоновой (дочерь фаворита Екатерины II) в московскую Оружейную палату. По ее просьбе была изготовлена со стяга копия.Спасо-Преображенский собор был далеко известен за приделами Пуреха. Этому способствовали святыни и национальные реликвии, хранящиеся в нем. Так Животворящий Крест из Соловецкого монастыря, особо почитаемый князем, на время работы Нижегородской ярмарки приносился сначала в церковь села Гордеевки, а затем во вновь построенную по проекту Льва Даля Александра Невского, принадлежащую Федоровскому Городецкому монастырю.Остатки оформления интерьера, полученного после капитальной перестройки, можно было наблюдать еще в конце 1970-х годов. Стены и своды были обильно украшены гипсовой тяжеловесной лепниной. Стены и своды храма, трапезной и придела Макария Желтоводского покрыты живописью. Очень нарядна она была в пределе Макария - на золотом фоне свода тщательно прописанные изысканные фигуры святых. Стены нижнего храма, по-видимому, имели штукатурную отделку с последующей побелкой. Многочисленные служебные помещения в подклети были отделаны также скромно. В нижней церкви полы не перестилались, остались кирпичные с выстилкой в «елочку» из большемера. В верхних помещениях уровень пола в трапезной и храме был выровнен и замощен очень прочной керамической плиткой фирмы «Бергенгейм». Совершенно не осталось следов от иконостасов в нижней церкви, приделах Макария, Иоанна, нового престола в галерее и трапезной. В самом древнем приделе Евфимия Суздальского - здесь сохранились тябла двухрядного иконостаса, столбики и навершие царских врат, три иконы деисусного чина, все элементы первоначальные, с довольно большими фрагментами живописи начала XVII века. В Спасо-Преображенской церкви сохранились фрагменты тяблового иконостаса, переделанного, но с включением горизонтальных тябл также начала XVII века. Представление о царских вратах древнего иконостаса может дать рисунок Льва Даля, выполненный им с натуры в 1870-е годы. (Далем же впервые Спасо-Преображенский собор был введен в научный оборот: им в 1870 году был выполнен проект перестройки храма, впрочем, не осуществленный). Рисунок хранится в архиве Академии Художеств в Ленинграде, в папке с зарисовками и обмерами Даля. Изображенные царские врата по характеру и архитектуре можно датировать первой половиной XVII века. Они состоят из навершия, парных резных столбиков и заполнения с полуциркульным верхом. Карниз навершия и арка имели довольно развитой профиль, и можно предположить, что были расписаны. На нарисованном рядом фрагменте заполнения подробно описано, как они выполнены: в деревянную обвязку вставлены изображения церкви из наложенного вызолоченного олова, как на рамах образов. Изображения писаны на изнанке слюды. Тип рисунка очень схож с росписями тябл. На рисунке эскизно изображен еще один тип врат. Очень трудно сейчас установить, из какого они алтаря. При перестройке храма в 1880 годы царские врата были заменены т.к. на фотографии из фототеки Донского монастыря они отличны от зафиксированных Далем.Во вновь отделанном здании трапезная отапливалась. В подклети была устроена затопочная, а в нижней части столбов на первом ярусе трапезной имелись зарешеченные отверстия. Также отапливался придел Иоанна - в помещении под ним сохранилась калориферная.
В 80-г.г. XIX столетия территорию кладбища, окружавшую храм обнесли каменной оградой (частично с металлическими заполнениями), включающей в себя четверо ворот с калитками и построенную в 1884 году каменную часовню в память Александра II.
Вновь отделанный, благоустроенный храм в полученном виде просуществовал до закрытия в нем богослужения в конце 1930-х годов.
За годы Советской власти храм в честь Преображения Господня претерпел большие изменения. В т. ч. разрушения от действия и влияния погоды, а также усилиями рук человеческих, направленных не на созидание духовности и культурного наследия в России, но на попрание и забвение основ жизни Российского православного человека, его духовной жизни во Христе Господе нашем. Как и многие храмы России, храм села Пурех, основанный князем Дмитрием Михайловичем Пожарским, использовался во многих целях, но не как Дом Божий.
С 1935 года в нем не шли службы и не возносились молитвы Единому, Кто может услышать и созидать, но тщетно создавался капроновый цех и в нижнем пределе церкви складировалось добро рук человеческих. Первое к чему стремился диавол при помощи людей, - убрать из церкви Крест Господень. Отошла благодать с вывозом из церкви села Пурех в 1935 году одной из главных святынь Животворящего Креста Господня, который пребывал в этом храме более 300 лет и к которому приезжали за исцелением со всей России. После этого началось варварское разграбление всей церкви. Растаскивались иконы и утварь, резные части иконостаса и церковный материал. Стекло от икон и материал использовались в технических нуждах. Старые жители рассказывая дивились, как местные жители могли дойти до того, что топили печи резными колонками от иконостаса и даже иконами. Л. П. Моисеева, дочь одного из репрессированных священников протоиерея Павла поведала нам, что тот, кто посягнул на святыню и кощунственно отнеся к ней не дожил и до 40 лет. Воистину сказано: «Грешники не преполовят дней своих». Некоторые из икон попали в музей г. Горького и г. Москвы. Часть икон боголюбивые жители сохранили и вернули в церкви с. Пурех, г. Балахны и другие церкви. Главный колокол Преображенской церкви и всей округи весом 740 пудов (≈12 тонн) был сброшен с западной стороны с колокольни и разбит. Часы на колокольне, удивляющие людей своей мелодичностью, упали с нее после одного из пожаров. Все что можно было вывезти или уничтожить было вывезено или варварски уничтожено. Даже литые плиты пола нижней церкви были растасканы, как и кованые секции ограды. От нее к 1991 году осталось ¼ часть всей длины по периметру. Кладбище окружающее всю церковь разровняли с помощью техники, а кресты и памятники вывезли неизвестно куда.
Безбожные власти, наверное, чувствуя что у этого здания есть законный хозяин и что рано или поздно придется его освободить, не старались тратить средства на его ремонт. Снег, вода и ветер довершили, наверное, эту разрушительную работу, если бы в Министерстве культуре не вспомнили по промыслу Божьему, что храм села Пурех имеет огромную историческую и культурную ценность и может еще удивить людей своей древностью и былой красотой.
В 1988 году началась реставрация церкви. Реставрировали колокольню и купола церкви. Полностью перекрыли весь храм. Церковь села Пурех ожидала незавидная участь неживого здания с расположенными в ней экспозициями музейных находок. Если бы опять не промысел Божий, вдохновивший верующих людей села написать правительству о ходатайстве, отдать это святое здание для его законного предназначения.
С 1991 года опять зазвучало в церкви с. Пурех церковное пение и молитвы Единому Господу, могущему услышать и помочь нам во благо.
Спасо-Преображенский собор в селе Пурех имеет большое значение для духовной жизни пурешан, жителей Чкаловского района и всех верующих людей Нижегородской Епархии. Кроме того он является храмом - памятником Всероссийского значения.
Возрождение этого величественного собора было начато еще при митрополите Нижегородском и Арзамасском Николае (ныне покойном и нами присно поминаемом).
Первый документ о возвращении храма православным верующим датирован 1991 года.
Первая служба в храме совершена была на Пасху 1991 года. Это было как бы новое дыхание этого собора и всего Пуреха в целом.
Далее, как происходит постепенное возрождение церкви можно проследить поэтапно на сколько это в наших силах.
Восстановление ограды Спасо-Преображенского собора было начато в 1998 году и закончено в 2000-2001 годах на церковные средства и на пожертвования губернатора Нижнего Новгорода Ивана Петровича Склярова (ныне покойного). Так как ограда включает в себя трое больших и двое маленьких ворот, то это составляло определенную трудность. Металлические секции ограды при разрушении церкви были утеряны или со временем растащены. Примерно четвертую их часть изготовили на Заволжском моторном заводе в городе Заволжье. Там же изготовили восточные металлические ворота.
Церковная лавка на углу ограды имеет интересную архитектуру в виде часовни. В советское время в ней продавался керосин. Кровля и кладка часовни были сильно повреждены и с 1937 до 1997 года не восстанавливались. Трудами церковного актива и местных жителей часовня практически восстановлена.
Звонница собора села Пурех до 1935 года по воспоминаниям старых жителей была очень богатой. Самый большой колокол "Благовест" весил примерно 12 тонн и слышен был даже в городе Городце за 20 километров от села Пурех.
Этот колокол был сброшен с колокольни с ее западной стороны. Проломы заделанные кирпичом, которые потребовались технологически для сброса большого колокола, видны до сих пор на верхнем ярусе звонницы.
Это наибольший действующий колокол Пуреховского собора. Колокол изготовлен на колокололитейном предприятии "Вера" (город Воронеж) - одним из лучших изготовителей благовестников.
Этот благолепный колокол приобретен на пожертвования Ивана Петровича Склярова в 2007 году. Он питал особые чувства к Пуреховскому храму и самому Пуреху.
Поднятие колокола осуществляла Пуреховская администрация при активном участии ее руководителя Шинина Василия Геннадьевича.
Благолепный вид и теплая обстановка храма создавалась, с Божией помощью, местными умельцами с 1998 по 2007 год. Особенно много потрудился здесь потомственный краснодеревщик Николай Колошин.
Царские врата Крестовоздвиженского предела им же изготовлены и переданы церкви безвозмездно.