Из четырех церквей, построенных в Варзуге, наиболее древняя - Успенская, созданная в 1674 г. Своими художественными достоинствами она намного превосходит все расположенные рядом церкви этого погоста.
Храм стоит на прибрежных лугах вблизи воды. Стремительно уходит в бледное северное небо высокий бревенчатый тридцатичетырехметровый столп. Его крещатое основание с поднимающимися ярусами бочечных завершений как бы с силой выталкивает вверх четверик с легким высоким шатром.
Ступенчатый переход к шатру не нов в древнерусском зодчестве. В каменной архитектуре Киевской Руси он известен с XII в., а в московском зодчестве прием ярусного покрытия получил широкое распространение с XIV в.
Когда смотришь на Успенскую церковь в Варзуге, на ее пластичный силуэт, четкие пропорции, на крутые грани шатра, невольно возникают ассоциации с Коломенским храмом Вознесения, построенным в 1532 г., в летней резиденции московских великих князей.
Следует заметить, что явное заимствование форм и строительных приемов московской архитектуры XVI в. в церкви Варзуги не случайно.
В XVI в. земли по реке Варзуге осваиваются Соловецким монастырем, которому были даны значительные привилегии как порубежной крепости. Это усилие Соловков вызвало серьезные опасения со стороны московского патриаршества, стремившегося к укреплению централизованной церковной власти в стране. Чтобы не допустить усиления могущества монастыря, в 1667 г. издается царский указ о конфискации целого ряда монастырских угодий, в числе которых значилась и Варзуга.
В это же время в архитектуру вводятся такие формы, которые должны были напоминать о могуществе централизованной власти. В Успенской церкви в Варзуге ясно прослеживаются традиции московского зодчества. Здесь, в частности, повторяются многие строительные приемы, используемые в деревянном Коломенском дворце. Это дает возможность предполагать, что церковь в Варзуге могла быть построена московскими мастерами.
Влияние московской архитектуры ощутимо и во внутреннем убранстве церкви. Оно особенно заметно в мастерски выполненном деревянном резном четырехъярусном иконостасе, относящемся к 1677 г.
Иконостас Успенской церкви отличается тем, что иконы «деисусного чина» располагаются не в третьем ряду, как это было в большинстве церквей Заонежья, а во втором. Праздничный же ряд, то есть изображения легенд, прославляющих Христа и Богоматерь, размещается в третьем ярусе. Иконы, созданные в XVII-XIX вв., несколько разнохарактерны по стилю.
Особую прелесть представляют «царские врата» с изящными расписными столбиками. В них чувствуется тонкий окус и высокое мастерство.
К особенностям интерьера Успенской церкви относится также и то, что центральный объем освещается только через окна в боковых прирубах. «Небо» церкви вследствие небольшой величины сруба имеет не подвесную конструкцию, как в Троицкой церкви в Неноксе, а распорную. В XIX в. церковь была обшита тесом, изменился облик крыльца и интерьера.