Адрес Богоявленского монастыря: 103012, г. Москва, Богоявленский пер., 2 (м. «Площадь революции»).
Богоявленский монастырь в Москве стоит на втором месте после Даниловского монастыря по древности. У этих московских монастырей и основатель был один – князь Даниил Александрович. Князь Даниил был младшим сыном Александра Невского, и стал первым московским князем, при котором город стал самостоятельным удельным княжеством, отделившимся от Владимирского.
Точная дата основания Богоявленского монастыря неизвестна. Принято считать, что он был заложен в 1296 году, при принятии Даниилом титула князя Московского, но с такой же долей вероятности монастырь могли построить и в период до 1304 года. Место, выбранное для строительства монастыря, как нельзя лучше подходило для этого. Оно находилось недалеко возле Кремля, на главной дороге в Суздаль и Владимир, к тому же здесь протекала Неглинка, а это было очень удобно для устройства Иордани в престольный праздник. То, что местность представляла собой возвышенность, также сыграло не последнюю роль – в то время и храмы и монастыри предпочитали устраивать на холмах.
Богоявленский монастырь вырос на посаде, тогда еще не огороженном стеной Китай-города. В этом месте жили ремесленники и купцы, находился главный московский торг. Вначале монастырь так и называли – "Монастырь за Торгом". О первых годах жизни этого монастыря в Москве подробности не сохранились. Известно лишь, что уже тогда он пользовался уважением и вниманием у высокопоставленных и даже царских особ, его использовали для великокняжеского богомолья. Монастырь обладал обширными вотчинами, которые позволяли ему расширяться. Кроме того, великие князья и московская знать преподносили монастырю значительные пожертвования, благодаря которым он мог благоденствовать.
Вначале монастырь и храм Богоявления с Благовещенским приделом были деревянными, поэтому неудивительно, что в скором времени он сгорел. После этого в 1340 году сын князя Даниила – Иван Калита заложил в монастыре белокаменный Богоявленский собор, который стал шестым каменным храмом, построенным им. Кроме того, это было самое первое строение из камня за пределами Кремля, построенное в то время, когда сами кремлевские стены еще были дубовыми.
Настоятели и иноки Богоявленской обители всегда отличались выдающимися качествами, это были истинные подвижники веры. Здесь жил старший брат преподобного Сергия Радонежского Стефан, который вначале был иноком, а затем стал игуменом Богоявленского монастыря. Здесь принимал постриг боярский сын Елевферий Бяконт, который пользовался доверием самого Ивана Калиты, а прибыл в Москву еще во время княжения Даниила.
Подвиги иноков не раз спасали монастырь от бедствий. Частые пожары на удивление обходили монастырь стороной. Когда в Москве свирепствовал хан Тохтамыш, в попытках отомстить за проигранную Куликовскую битву, он лично повелел поджечь Богоявленский монастырь, но обитель все равно уцелела. Конечно же, не всегда ситуация складывалась счастливо для монастыря. В 1451 году он сгорел вместе с московским посадом – это случилось во время нашествия царевича Мазовши из Золотой Орды. После этого монастырь отстроил великий князь Василий II, а его сын, Иван III приказал поставлять в Богоявленский монастырь "годовой корм" для поминанния родителей и для моления святых старцев за здравице государя. Также Иван IIIодарил Богоявленский монастырь богатыми вотчинами, в которых был запрещено попрошайничать, скоморошничать, вставать на постой и требовать подводы даже государевым людям. В это же время на территории монастыря была построена трапезная из кирпича, отличавшегося особой прочностью, который производили на Калитниковском заводе по рецепту Аристотеля Фиораванти специально для кремлевского Успенского собора.
В 1547 году огромный ущерб монастырю нанес сильный пожар. Случилось это спустя полгода после вступления на царство Ивана Грозного. В период правления этого русского царя, Богоявленский монастырь стал местом заточения опального митрополита Филиппа (Колычева), который принародно осудил царя за антинародную опричнину. Опричники схватили святителя в Кремлевском Успенском соборе, в праздник архангела Михаила. Когда митрополита увозили в Богоявленский монастырь, люди бежали за санями, чтобы получить последнее благословение из уст своего духовного наставника. Существует легенда о чудесах, которыми сопровождалось пребывание митрополита в Богоявленском монастыре. Один раз вошедшие к нему стражники обнаружили, что оковы чудесным образом пали с пленника. Второй раз, когда Иван Грозный велел запустить в темницу со священником голодного медведя, и оставить на ночь, по утру обнаружили, что медведь тихо спит в углу, а арестованный цел и невредим.
Иван Грозный почитал Богоявленский монастырь. По его приказу в обитель поставляли значительный оброк и пропитание, а когда в 1571 году при нашествии крымского хана Девлет-Гирея монастырь выгорел при пожаре, обитель по приказу царя была отстроена заново. В Смутное время Богоявленский монастырь оказался в центре сражений за Китай-город, проходивших в марте 1611 года и осенью 1612 года.
Поляки полностью разорили монастырь, и Романовым пришлось возрождать ее. В 1624 году в Богоявленском монастыре был выстроен новый собор, а расцвет обители пришелся на конец 17 века. Тогда, при патриархе Андриане по его благословению здесь был построен великолепный собор в стиле "московского барокко", который можно увидеть и сейчас. Кто был автором этого собора – неизвестно, по схожести с церковью Троицы в Лыкове некоторые специалисты предполагают, что архитектором мог быть Яков Бухвостов. Этот Богоявленский собор – двухъярусный. В первом ярусе расположилась церковь в честь Казанской иконы Божьей Матери, которая служила символом чудесного спасения Москвы в 1612 году.
В 17 веке судьба монастыря складывалась чрезвычайно успешно. В 1672 году боярыня Ксения Репнина подарила монастырю обширный двор на улице Никольской, что увеличило территорию обители вдвое, а кроме того, монастырь получил выход на Никольскую. Именно здесь были построены первые святые врата Богоявленского монастыря с надвратной церковью Рождества Иоанна Предтечи. Именно в Богоявленском монастыре в 1685 году была временно обустроена Славяно-греко-латинская академия, в которую перевели учащихся из училища, располагавшегося в Андреевском монастыре.
В начале 18 века, когда на российском престоле находился Петр I, мастера из Швейцарии украсили Богоявленский храм прекрасными алебастровыми скульптурами. А недавно в архивах были обнаружены документы, сообщающие о том, что в Боговяленском монастыре, возможно, останавливался по прибытии в Москву прадед А.С. Пушкина и крестник Петра Великого тогда еще юный Абрам Ганнибал. Но именно в петровскую эпоху после смерти патриарха Адриана была произведена первая секуляризация: теперь монастырские доходы поступали в Монастырский приказ, а монахам выплачивалось мизерное жалование, которого едва хватало на проживание. Когда архимандрит обратился к царю с просьбой об увеличении суммы этого жалования, то получил отказ. Но несмотря на трудности, были и радостные события в жизни Богоявленского монастыря. Так, после пожара 1731 года архимандриту Герасиму удалось восстановить монастырь и построить над вторыми воротами еще одну надвратную церковь с колокольней во имя Бориса и Глеба, которую освятили в 1742 году. На этой колокольне располагались 9 колоколов, каждый из которых был отлит на помин души. К концу 18 века Богоявленский монастырь в Москве становится местом пребывания викарных епископов Московского митрополита.
Правление Екатерины II принесло Богоявленскому монастырю абсолютную секуляризацию. В основном монастырь существовал за счет того, то здесь обретали последний покой члены многих знатных русских семей, вносившие пожертвования на помин душ своих близких. Почти с момента своего возникновения, Богоявленский монастырь был главной боярской усыпальницей после кремлевской. Сего в церкви-усыпальнице находилось более 150 могил с уникальными надгробиями, которые были уничтожены в советские годы. Здесь покоились Шереметевы, Долгорукие, Репнины, Юсуповы, Салтыковы, Меншиковы, Голицыны, а также был похоронен сподвижник царя Петра Великого князь Григорий Дмитриевич Юсупов.
Перед тем, как наполеоновские войска вступили в Москву, архимандрит Богоявленского монастыря успел вывезти ризницу обители, а казначей с монахами спрятали остальные сокровища в церковной стене. Ни угрозы, ни пытки, не помогли французским солдатам выведать, куда подевались ценности монастыря. От разорения и уничтожения Богоявленский монастырь спас тот факт, что здесь остановился один из маршалов Наполеона. После того, как армия Наполеона покинула Москву, Богоявленский монастырь находился в довольно неплохом состоянии.
Во второй половине 19 века из русского Пантелеймонова монастыря на Афоне в город привезли икону Божией Матери "Скоропослушница", а также части мощей целителя Пантелеймона, крест с частицей Животворящего Древа, частицу камня Гроба Господня. Чтобы приложиться к этим святыням, в Богоявленский монастырь стекался люд со всей России. В 1873 году в монастыре был устроен придел святого Пантелеимона, а также выстроили Афонскую часовню на улице Никольской. Часовня была небольшой и не могла вместить всех посетителей, поэтому в 1880 году брат настоятеля афонского Пантелеймонова монастыря подарил монастырю для строительства новой часовни участок на Никольской улице.
В начале 20 века в Богоявленском монастыре был проведен ряд работ по ремонту и благоустройству храмов и помещений, которые. С одной стороны, привнесли комфорт и красоту, но с другой – погубили редкие архитектурные ценности. Когда внутри храма проводили паровое отопление, то уничтожили старинные захоронения и остатки древних сооружений, но это было только началом. В 1905 году, несмотря на бурные протесты Московского археологического общества, снесли надвратную церковь Рождества Иоанна Предтечи, а на ее месте было решено строить доходный дом. В 1919 году Богоявленский монастырь закрыли, а собор и Спасскую церковь сделали приходскими – они продолжали свою деятельность еще какое-то время. В 1922 году из монастыря вывезли все серебро. А спустя семь лет закрыли Богоявленский собор. В его дани в разное время располагались то мучной склад, то склад Метростроя, и даже цех металлообработки. Наиболее ценные предметы передали в различные музеи, а остальное было испорчено и осквернено. Различные неупорядоченные пристройки обезобразили внешний вид храма, здание начало разрушаться. В 1941 году рядом с собором упал сбитый немецкий бомбардировщик, и ударной волной снесло верхнюю часть храма. После завершения ВОВ на территории монастыря было построено административное здание НКВД, а из всех ценных построек более-менее сохранился лишь Богоявленский собор.
В 1980 году постепенно начали реставрировать уцелевший Богоявленский храм, его передали хору им. А.В. Свешникова, здесь был устроен репетиционный и концертный залы. В 1991 году храм возвратили верующим. Началась новая эра в жизни древнего храма Восстановительные работы коснулись даже того, что было повреждено еще во время наполеоновского нашествия. В верхнем храме восстановили многоярусный иконостас , лепнину, скульптуры петровского периода, царские врата в виде креста. Отреставрированный верхний храм был освящен в 1998 году Патриархом Алексием II. В 1998 году при Богоявленском монастыре начала работать Московская регентско-певческая семинария, а к Богоявленскому собору были приписаны уцелевшие в Китай-городе церковь Николая Чудотворца "Красный звон" и церковь Космы и Дамиана в Старых Панех. К 2014 году планируется завершить работы по реставрации, которая проводится за счет средств из государственного бюджета. В ее ходе будет восстановлена ограда и благоустроена прилегающая территория.