В двадцати двух километрах на запад от Можайска на возвышенности, пересекаемой Старой Смоленской дорогой, на левом берегу реки Колочь раскинулось село Колоцкое. По сообщению археологов «Колоцкое селище» находилось в юго-западной и южной части современного села и возникло в XI веке. И хотя село Колоцкое имеет богатейшую историю, немногие знают, как возвышено было Господом это место почти шесть столетий назад.
Изначально Колоцкие земли входили в состав Смоленского княжества. В 1303 году они отходят к княжеству Московскому, а в 1389 году в духовной грамоте великого князя Димитрия Донского встречается первое упоминание Колочи как Можайской волости. По этому документу, сын князя, семилетний Андрей Димитриевич, получил в удел «Можайск со всеми волостьми», в том числе и Колочу.
В 1413 году, когда князю Андрею было 24 года, в Колоче произошло важное событие, отмеченное в некоторых летописях XV-XVII веков. «От Можайска за 15 верст во отчине князя Андрея Дмитриевича... явися знамение в Колочи». Один бедный поселянин Лука «на некоемъ древе в некоемъ месте обрете икону Пречистыя Богородицы, держашу на руку Младенецъ Господа нашего Иисуса Христа. Со единыя страны иконы тоя на затворце образ Николы чюдотворца, а з другую Илии пророка». Лука с благоговением взял икону и принес в дом свой. В тот же день от иконы получил исцеление расслабленный, лежавший в доме Луки. Он «приложи чело и очи и устне ко святей иконе Божия Матери и в той час воста весь здравъ, яко ж никогда же болев». Весть о чуде разнеслась по всей округе, к иконе отовсюду стали стекаться недужные и, помолившись, они исцелялись. Лука пошел с иконою в Можайск. К нему навстречу Крестным ходом вышел князь Андрей Димитриевич с духовенством и боярами и «весь град от великих и до малых». При этом совершились многие знамения и чудеса от иконы Божией Матери.
Затем Лука с иконой направился к Москве, где его встретил Митрополит всея Руси Фотий с епископами и со всем Священным собором, князь с боярами и весь народ московский. «И быша чюдеса безсчисла многа: слепии прозираху, хромии хожаху, разслаблены востаху, немии глаголаху, глусии слышаху, во всяком недузе сущий здравии бываху... И хожаше Лука от града во градъ со иконою Божия Матери, и везде чюдеса безсчисленная и неизреченна бываху от то иконы Божия Матери. И вси даяху Луке...»
Собрав большое богатство, Лука возвратился в Колочу и возвел там храм в честь Пречистой Богородицы, где и был поставлен чудотворный образ, а для себя построил хоромы каменные, не хуже княжеских, нанял слуг, завел охоту и зажил, как князь. Возгордился Лука и потерял стыд: стал досаждать князю, избивая и грабя княжеских ловчих, охотившихся в лесах близ Колочи. Князь Андрей все терпел, изредка обращаясь к Луке с увещеваниями, но последний оставался суровым и непокорным. Но Человеколюбивый Бог, всем желая спасения, и сего Луку не отверг, в нечестии пребывающего, но прежде конца послал ему покаяние.
Однажды ловчий князя поймал огромного злого медведя и вез его мимо двора Луки в деревянном ларе. Лука велел выпустить медведя на своем дворе. Ловчий князя выпустил медведя, который тут же ринулся на Луку... Насилу отняли его от разъяренного животного. Вскоре приехал князь и, видя едва дышащего Луку, сказал: «Почто ecu бесовское позорище и пласание возлюбил и пьянству совокупилса, како тя Бог прославил Своея Матери, Пречисты Богородицы образомъ чюдотворнымъ, ты ж сия ни во что положи, но к неполезному мирскому житию сшел еси, тако тебе и случися». Лука рыдал и умолял князя, чтобы тот с пользой распорядился его имением. Простив Луку, князь Андрей Можайский «многим его безчисленным имением на том месте монастырь постави во имя Пречистыя Богородицы и глаголемы Колочский» и поместил в нем чудотворную икону Божией Матери, которая творила чудеса всем приходящим к ней с верою. Первым постриженником и насельником нового монастыря стал раскаявшийся Лука.
Успенский Колоцкий женский монастырь, село Колоцкое
Обители были пожалованы князем Андреем земельные угодья. Вероятно, еще при жизни Луки был построен соборный пятиглавый каменный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Об основании монастыря в шестой главе первой части сообщает «Степенная книга» XVI века, относя его к 1413 году.
Явление Колочской иконы Божией Матери и связанная с ней судьба Луки были отмечены не только в летописях, но и в «Повести о Луке Колочском». Для русского православного общества событие имело великий смысл, поскольку чудотворная Колочская икона была первой явленной в непосредственной близости от Москвы, переживавшей в то время начало своего возвышения. В одной из грамот 1547 года говорится, что на Соборе, который был созван при Митрополите Макарии, было утверждено празднование в честь Колочской иконы Божией Матери. Согласно «Степенной книге Царского родословия» в монастыре издревле был установлен обычай празднования Колочской иконе Божией Матери 9/22 июля. Устное предание говорит, что на месте явления чудотворного образа забил целебный источник, к нему каждый раз в день праздника совершался Крестный ход.
О первоначальном периоде жизни монастыря сохранилось мало сведений, но можно предполагать, что в XV веке обитель постепенно расширялась, пользовалась значительной известностью и привлекала к себе монашествующих и мирян. В это время, согласно словарю Брокгауза и Ефрона, Колоцкий монастырь был богатым и «великим». Настоятели его в сане игуменов присутствовали на Соборах в Москве. Собираясь в 1563 году в поход для покорения Полоцка, царь Иоанн Грозный в числе прочих чудотворных образов и крестов "изволи взяти Пречистую Богородицу чудотворную Колотцкую". Под Соборной грамотой 1566 года о продолжении военных действий против польского короля стоит подпись игумена Германа. Подписи Колоцких настоятелей можно найти и под церковным разрешением Иоанну Грозному вступить в четвертый брак в 1572 году (игумен Евфимий), и под грамотой об избрании на престол Бориса Годунова в 1598 году (игумен Никандр).
Настоятельство в монастыре было издревле игуменское, однако некоторые из настоятелей-игуменов за свои заслуги по управлению монастырем получили сан архимандрита. В 1566 году Колоцкий игумен Корнилий был переведен в Москву казначеем митрополичьего двора и затем в 1567 году Митрополит Московский Филипп рукоположил его во архиепископа Ростовского и Ярославского (t 1574 г.).
К 1609 году в монастыре было уже две каменные церкви: Успения Пресвятой Богородицы с приделом Святителя Николая Чудотворца и Богоявленская церковь, а также церковь Святителя Алексия, Митрополита Московского, под колокольней. Ограда вокруг монастыря была деревянная. В 1609 году, во время польско-литовской интервенции монастырь был разорен неприятелем. Согласно описанию монастыря за 1626-1627 годы обе монастырские церкви стояли разрушенными, а богослужения совершались в церкви Святителя Алексия. Строителем был старец Феодосии.
До начала XVIII века обитель пребывала в запустении, хотя по приписным книгам 1676 года за монастырем числилось семьдесят четыре крестьянских двора, восемьсот тридцать восемь душ крепостных, обширные земельные угодья и пять прудов. В 1724 году обитель была приписана к Новоспасскому монастырю, но через два года вновь стала самостоятельной.
В 1732 году игумен Нифонт начал строить вокруг монастыря каменную ограду. В 1739 году обитель насчитывала восемь человек братии. В 1763 году было составлено описание Успенской церкви с двумя теплыми приделами: Святителя Николая Чудотворца и Пророка Илии. Монастырь с трех сторон был окружен каменной стеной с шестью каменными башнями, крытыми тесом, с четвертой - забором. На Святых вратах была возобновлена каменная трехъярусная колокольня. В обители был разбит большой фруктовый сад.
В 1784 году Екатерина II отпустила 5750 рублей на ремонт зданий обители. Были отстроены новые каменные настоятельские кельи, обновлены братские кельи и трапезная. Но большого оживления монастырской деятельности это не принесло. В 1804 году монастырь посетил Митрополит Московский Платон (Левшин). Он писал, «что строения в нем немало каменного... но живущими в нем иноками скуден».
В 1812 году, во время Отечественной войны, монастырь оказался для французской армии серьезной преградой на пути к Москве. Он стал форпостом русских воинов накануне Бородинского сражения. Двадцатого августа здесь расположилась штаб-квартира главнокомандующего, светлейшего князя М.И.Кутузова, а 21-го - сосредоточились главные силы русской армии. Здесь генерал П.И.Багратион и подполковник Д.И.Давыдов обсуждали план создания партизанских отрядов. Двадцать второго августа М.И.Кутузов принял решение отступить к Бородину, находя эту позицию более удачной. Двадцать четвертого августа войска русского арьергарда под командованием генералов Коновницына, Крейца и Сиверса вступили в ожесточенную схватку с авангардом французской армии у стен монастыря. Генерал-майор Войска Донского П.К.Краснов получил в этом бою смертельную рану.
После отступления русских войск Колоцкий монастырь был занят французами, многие из которых оставили весьма любопытные воспоминания. Лейтенант штаба итальянской гвардии Ложье пишет: «Одно только притягивает к себе наше внимание в этой печальной и жалкой картине, это - Колоцкий монастырь, который сам по себе составляет целую деревню... Он находится в трех верстах от Гриднева и в полуверсте от реки Колочи, протекающей направо от него. Построенное во времена готов, это сооружение часто служило цитаделью во время международных войн, да и до сих пор оно окружено траншеями. На первый взгляд этот огромный монастырь, снизу поднимавшийся перед нами, производил впечатление города. Разноцветные крыши его блестели под лучами солнца».
По преданию, в день Шевардинского боя 24 августа с монастырской звонницы наблюдал за ходом действий император Наполеон. Здесь же, на стене колокольни, начертил он будто бы план сражения.
Двадцать шестого августа Колоцкий монастырь был превращен в главный госпиталь французской армии. Адъютант Наполеона Сегюр сообщает, что после окончания Бородинской битвы раненых насчитывалось двадцать тысяч. «Их переносили за два лье от поля битвы в Колоцкий монастырь».
Шестнадцатого октября отступающие французские войска вновь прошли через село Колоцкое. Наполеон ночевал в монастыре, полностью забитом ранеными. Об отступлении французской армии тот же Сегюр пишет: «Дальше мы снова увидели большой Колоцкий монастырь, обращенный в госпиталь. Он представлял собой еще более ужасное зрелище, чем поле битвы. На Бородинском поле была смерть, но также и покой, там по крайней мере борьба была окончена, в Колоцком монастыре она продолжалась». На следующий день у стен монастыря произошел бой казаков под командованием атамана М.И.Платова с частями корпуса маршала Л.Н.Даву.
Военные действия нанесли монастырю большой ущерб: французы при отступлении разграбили имущество церквей, сожгли все деревянные постройки и иконостас Успенского собора, верх которого повредили ядрами. На восстановление обители из сумм Святейшего Синода было отпущено десять тысяч рублей. Игуменом Иоасафом на эти средства был восстановлен собор, сделан и вызолочен иконостас, расписаны стены.
Полностью монастырь после войны 1812 года отстроился только к 1839 году. За это время дважды обитель посещали царственные особы. В 1818 году монастырь посетил государь император Александр I. Ему была поднесена копия чудотворной иконы. А в 1837 году в обители был цесаревич Александр Николаевич (будущий император Александр II), который с колокольни осматривал Бородинское поле и, уезжая, сделал щедрое пожертвование.
К 1839 году закончились восстановительные работы в обители. Устроена колокольня о четырех ярусах, на которой десять колоколов. Вне монастыря, у проезжего тракта, была устроена деревянная часовня на каменном фундаменте.
Последующее столетие до 1917 года монастырь вел спокойное, мирное существование. В 1896 году братии в монастыре было восемь человек: пять иеромонахов, два иеродиакона и один монах. В описи Гжатского 3-классного Колочского мужского монастыря за 1860 год читаем: «В центральном Успенском приделе за правым клиросом в большом вызолоченном киоте... хранится чудотворный образ Божией Матери. В 1839 году риза была снята с иконы для чистки, и на иконе была найдена запись от 1611 года о том, что при Патриархе Гермогене «...поновлена бысть сия святая икона... трудами и тщанием многогрешного раба Божьего... Григорьева сына, а прозвище Богдана Воложанина...». Возможно, тогда же на иконе были приписаны святые, которые впоследствии стали изображаться во всех ее списках. Перед чудотворным образом каждую субботу совершалось акафистное пение. Ежегодно монахи ходили с Колочской иконой по окрестностям Гжатска, служа перед нею молебны. В библиотеке монастыря хранилось несколько рукописей XVI века. И не раз Заступница христиан являла свое милостивое предстательство. Так в 1830 году во время эпидемии холеры в монастыре был устроен карантин и все живущие в нем, а равно и окрестные жители заступлением Богородицы остались живы. Подобное же избавление по молитвам Божией Матери от свирепствовавшей в нашем Отечестве жестокой болезни - холеры было в 1871 и 1892 годах. Монастырь имел более двенадцати гектаров земли, рыбные ловли, лесную дачу в сорока трех километрах от обители, фруктовый сад с четырьмястами плодовыми деревьями, мельницу на реке Колочь, многочисленные хозяйственные постройки. Денежные средства на содержание монастыря были небольшие, однако он находил возможность содержать школу грамотности, в которой в то время обучалось тридцать пять мальчиков, и приют для странников и богомольцев.
В 1913 году было отмечено 500-летие монастыря.
В 1918 году монастырь постигла участь большинства российских обителей. В июле 1918 года, согласно сообщениям советской печати, настоятеля монастыря архимандрита Никифора и казначея иеромонаха Филадельфа обвинили в организации мятежа против советской власти и по постановлению ЧК расстреляли.
Седьмого октября 1918 года последним настоятелем монастыря был назначен архимандрит Феофан (Федор Алексеевич Березкин, 1863 года рождения), который с 1921 года стал епископом Гжатским, викарием Смоленской епархии. Скончался 17 марта 1936 года недалеко от Колоцкого монастыря на руках своих почитателей и благодетелей. Похоронен на кладбище деревни Колоцкое.
До 1934 года Успенский собор был приходским храмом, который обслуживал население двенадцати окрестных деревень в количестве более двух тысяч человек. Благодаря чудотворной иконе монастырь оставался духовным центром округи. При нем находили убежище монашествующие различных упраздненных обителей, что было весьма неугодно властям.
В 1932 году монастырские постройки были переданы школе-интернату для глухонемых детей, а в 1934 году, по ходатайству местных властей, и Успенский храм перешел в руки этой организации. Община верующих была переведена в Рождественскую церковь села Суконники, туда же был перенесен и чудотворный образ. Когда в 1937 году власти закрыли и этот храм, то Колочская икона была перенесена в Гжатск, где пребывала сначала в частной квартире, а потом в Вознесенском соборе города. Последующая судьба чудотворной Колочской иконы Божией Матери неизвестна.
В 30-е годы придорожную монастырскую часовню колхоз превратил в овчарню. В 1966 году она была разрушена, и теперь на ее месте высится опора линии электропередач. Надкладезная часовня на святом источнике тоже была разрушена, сам ключ не раз пытались уничтожить, но этого сделать не удалось, потому что благочестивые люди регулярно занимались его расчисткой.
Во время Великой Отечественной войны в Успенском соборе располагался госпиталь, а потом военный банно-прачечный отряд. Храм перенес пожар и постепенно приходил в ветхость.
После войны в стенах обители размещались сельская школа, родильный дом и сельсовет. Кирпичная ограда была полностью разобрана местными жителями.
В конце 60-х годов ансамбль Колоцкого монастыря поставлен на охрану государства. Были начаты реставрационные работы, восстановлено завершение Успенского собора и колокольни.
С начала 80-х годов монастырь был взят на баланс Бородинского военно-исторического музея.
Источник: http://www.vidania.ru/bookkolozky.html