Душоново известно с незапамятных времен. Полагают, что еще во времена преподобного Сергия существовало и село, и деревянный храм в честь святителя Николая, которые принадлежали подворью Чудова монастыря, что в Московском Кремле. Святитель Московский Алексий получил эти земли в дар на молитвенную память о каком-то человеке ("за душу"), отсюда и название Душоново. В 1377 г., за год до своей кончины, митрополит написал завещание, в котором отписал среди прочих своих владений и эти земли в ведение кремлевской обители. Еще с тех времен и до октябрьского переворота к храму принадлежали 10 десятин замли, о чем свидетельствуют сохранившиеся книги.
Не сохранились точные имена тех благочестивых русских людей, чьими трудами и усердием здесь был построен в 1839 г. каменный храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Возможно, это был сам Тихон Титушин, владетель золотошвейной мануфактуры в Огуднево и в Душоново. Об этом можно предположить по тому, что кроме главного Тихвинского, в храме освящен алтарь в честь святителя Тихона Амафунтского, редкого теперь, но широко чтимого ранее кипрского святого. Он, видно, и был, небесным покровителем строителя храма. В новый храм был перенесен из старого деревянного Никольский престол, а деревянная церковь переосвящена как Всехсвятская. После революции в ней был клуб, затем склад, а лет 20 назад Всехсвятский храм сгорел... Милость Господня и особое покровительство Пречистой Владычицы сохранили Тихвинскую церковь от разорения. Лишь однажды в 1943 г. не было в воскресный день службы, а так она не прекращалась до наших дней.
С чего начать, рассказывая о приходе? Каков итог десяти лет жизни сельского храма? Как получилось то, что есть, и как не получилось то, чего нет?
Новый настоятель, назначенный в Тихвинский храм десять лет назад, приехал не на пустое место. Храм не закрывался и во всем благолепии стоял с 1839 г., хотя обветшал и требовал ремонта. Крыша сторожки, в которой можно было оставаться ночевать, протекала, в мороз трудно было нагреть воздух в помещении. Жители села - все верующие, только отучились от жизни церковной, и службы проходили в пустом храме. От дома до прихода дорога занимала всего три часа, автобус в село не заходил. Необходимо было сосредоточить малые человеческие силы на главном.
Центром жизни для нас является Христос, и посему все сделать для полноты общения с Ним - вот первое дело. Постарались устроить богослужения, соблюдая по мере сил Устав церковный, и сразу стало понятно, что священник должен жить на приходе, а не бывать наездами. Необходимо снять все препятствия, которые стоят между человеком и богослужением. К таким можно причислить много факторов. Стали преодолевать те, что попроще. Выяснили, что большинство людей, приходящих на службы, приезжают издалека, а это значит, что нужно решать вопрос с транспортом (договорились с автоколонной, и автобус стал заходить в село). После службы люди уставшие, голодные. Стали всех кормить, и желающие могли оставаться ночевать в сторожке. Места мало, построили большой дом с трапезной на сто человек, гостиницей для прихожан и жильем для семьи священника. В обычные дни готовит еду повар, а по воскресеньям и большим праздникам прихожане, разделившись на несколько бригад, несут дежурства, каждый в свою очередь получает возможность оказать любовь братьям и сестрам, услужив им после службы за трапезой. Один из нас читает поучения во время еды. Общая трапеза очень много делает для объединения людей, особенно, когда приглашаются все.
Современный человек почти не оставил себе поводов для того, чтобы приблизиться к Церкви. Крещение, отпевание: вот где с большинством людей может увидеться священник. И эти моменты нельзя упускать для проповеди, для миссионерства. А еще можно устроить или принять участие в интересных народных мероприятиях и дать повод многим людям оказаться около церковных стен. Даже чисто хозяйственные вопросы, которые решает священник, становятся миссионерством. Мы видим доказанную жизнью пользу от того, что этим приходится заниматься самому батюшке.
На занятия воскресной школы при храме из села много лет никто не приходил. И потому воскресную школу решили укрепить, тем более, что обязательно должно быть время и место, где священник встречается с людьми и ему можно задать любые вопросы. Такая форма работы оказалась очень эффективной. Подавляющее большинство взрослых и детей, посещавших эти беседы, теперь живут церковной жизнью, а некоторые из них стали прихожанами Тихвинского храма. По великим праздникам стали устраивать крестные ходы по селу. Заходим в дома, поздравляем односельчан, молимся с ними. В результате в храме стало появляться все больше жителей Душоново.
Несколько слов о нашей Православной классической гимназии "Ковчег". Эта гимназия - продолжение церковноприходской школы, существовавшей при храме с ХIХ в. Для гимназии построено специальное здание. Дети в ней получают начальное образование с нулевого по 5 класс. Кроме общегосударственного стандарта знаний приобретают и ряд дополнительных навыков и умений, способствующих правильному формированию личности ребенка. К таким направлениям мы относим церковные дисциплины: основы Православия, церковно-славянский язык и основы церковного пения, а также сольфеджио, хоровое пение, фортепиано, изобразительное искусство. Гимназия имеет лицензию на образовательную деятельность и по окончании учебы выдает учащимся аттестат государственного образца. При приеме преимущество отдается детям из семей прихожан храма и жителей ближайших селений. В планах, которые видятся нам, - организация и спортивного центра, и учебно-производственного, где дети к оканчанию школы получали бы не только необходимую специальность, но и место работы.
Приход окормляет социальный приют для несовершеннолетних и травмотологическое отделение горбольницы в городе Щелково, ведет активную просветительскую работу в районе и особое внимание отдает работе с детьми, для чего собирает множество детворы на специально организованные мероприятия.
Уже многолетней традицией стали детские праздники Рождества, Пасхи, масленицы, начало и конец учебного года. А еще собирает много людей ежегодный Военно-исторический фестиваль, который в нашем селе организуется приходом совместно с Ассоциацией клубов военно-исторической реконструкции и администрацией Щелковского района. Представляете себе, в начале лета на два-три дня село погружается в эпоху войны 1812 года, по дорогам встречаются гусарские разъезды, а на биваке у реки живут по уставам своих полков драгуны, артиллеристы и уланы, русские и французы. В воскресенье, после Литургии бывает парад и баталия на поле, где побеждает любовь к Родине, русскому солдату и слава нашего оружия, освященного верой. В этом году празднество благословил архиепископ Можайский Григорий. В приветственном слове Владыка отметил, что интерес к военной истории воскрешает не только старую униформу и оружие, но и те лучшие качества души, которые делали русского солдата непобедимым для врагов видимых и невидимых.