Регионы

Случайное изображение

8usp-sobor.jpg

Успенский собор в г. Дмитров

Успенский собор в г. Дмитров

Собор Успения Божьей Матери в Дмитрове построен на средства князя Юрия Ивановича Дмитровского. Закладку собора относят к 1507 или к 1509, стены были завершены около 1512, дата окончания внутренней отделки и освящения неизвестна.

Ранее предполагалось, что подклеты храма принадлежали белокаменному храму XIV века, но исследования конца 1990-начала 2000-х годов опровергли эти гипотезы.



В архитектуре отмечается сильное влияние форм московского Архангельского собора, построенного в 1505-1508 итальянскими мастерами под руководством Алевиза Нового и по заказу Ивана III, отца дмитровского князя. Возможно, и в постройке дмитровского Успенского собора принимали участие итальянцы, есть мнения, что Алевиз Новый также участвовал в его постройке. Отмечается, что Успенский собор вышел строже и монументальнее своего прототипа.

Архитектор неизвестен, иногда храм приписывают, кроме Алевиза Нового, ростовскому зодчему Григорию Борисову.

Пятиглавый четырёхстолпный храм крестово-купольного типа на высоком подклете и с выложенными белым камнем подвалами был окружён крытой арочной галереей в два яруса и имел позакомарное лемешное покрытие. Первоначальная форма глав неизвестна. Барабаны не кирпичные, а деревянные, что является крайне редким случаем в русской архитектуре.

Воздействие архитектуры Архангельского собора выразилось в приёмах обработки стен филенками, в наличии трёхчастного антаблемента в основании закомар, которые к тому же заполнены группами окон-люкарн. К особенностям храма относят гранёную снаружи форму апсид.

Уникальными деталями наружного декора собора являются три изразцовых барельефа первой половины XVI века: круглый, диаметром 3 метра, барельеф, изображающий Георгия Победоносца, и два распятия.

Предположительно рядом с собором была звонница, но в Смутное время её разрушили.

В середине 1660-х к собору пристроили лестницу на ползучих арках, на месте её нижнего рундука в 1793-1796 по проекту М. Я. Агафонова была построена колокольня в стиле классицизма. Чуть ранее, в 1790, позакомарное покрытие было заменено четырёхскатной кровлей.

В 1820 А. Ф. Элькинским был надстроен верх колокольни, в 1823 Ф. М. Шестаков строит на месте северной части галереи придел, в 1841 Д. Ф. Борисов строит аналогичный и с южной стороны. Тогда же по углам появились ещё 4 широких деревянных барабана с куполами, придавшие всему собору пирамидальную композицию.

После революции собор долгое время функционировал, но в 1932 был закрыт и передан музею. В середине 1930-х с его куполов сняли кресты, а в августе 1941 была разобрана верхняя часть колокольни. В 1961-1965 силами МОСНРПМ под руководством Е. Р. Куницкой проведена реставрация, колокольня восстановлена, однако были сняты угловые барабаны. В 2001-2003 после новой реставрации под руководством В. И. Нестеренко по проекту архитекторов А. В. Яганова и И. Ю. Коровина их возобновили. Богослужения вновь начали проводиться в одном из приделов собора ещё в 1991, в 2002 музей переведён в новое здание, храм полностью передан РПЦ и 23 июля 2003 освящён.

Сохранился резной иконостас конца XVII века, некоторые иконы которого относятся в XV веку, а также роспись XVIII века. Между 1646 и 1713 годами в собор перенесена икона, изображающая Дмитрия Солунского на троне и ранее хранившаяся в деревянной церкви в дмитровском кремле. Написана она была в конце XII века и, по предположению В. И. Антонова, была подарена Всеволодом Большое Гнездо городу Дмитрову после его разорения в 1181 году. В настоящее время икона находится в экспозиции Третьяковской галереи. До 1933 года в соборе хранился крест (начало XIV века), ныне находящийся в запасниках Третьяковской галереи.

В 1792 году в собор перевезли шатровое епископское место из Крутицкого архиерейского дома, являющееся прекрасным образцом резьбы и декоративной росписи XVII века.

Поиск по сайту

Наши соцсети

Пожертвование

Случайное изображение

ryazanskaya_640x480_0208.jpg
ИСТОЧНИКИ НЕКОТОРЫХ МАТЕРИАЛОВ:
vidania.ru
svyato.info