Собор Рождества Христова был заложен в старой деревянной Верейской крепости 15 мая 1552 года. Летописных известий о постройке церкви не существует. О закладке храма сообщала выполненная на меди храмозданная, бывшая, как пишет И.Токмаков «над дверью храма до пристройки и поновления». Она являлась копией другой, более ранней храмозданной, «выполненной на камне обронными буквами». Надпись гласила: «БОЖИЕЮ МИЛОСТИЮ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ПРИОСВЯЩЕННАГО МИТРОПОЛИТА МАКАРИЯ ВСЕЯ РОССИИ ЗАЛОЖЕНА БЫСТЬ СИЯ ЦЕРКОВЬ РОЖДЕСТВА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА В ЛЕТО 7060 МАЯ 15 ДНЯ ПРИ ДЕРЖАВЕ БЛАГОВЕРНАГО ЦАРЯ И ВЕЛИКАГО КНЯЗЯ ИОАННА ВАСИЛЬЕВИЧА ВСЕЯ РОССИИ ПОВЕЛЕНИЕМ ВЕЛИКАГО КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА АНДРЕЕВИЧА И МАТЕРИ ЕГО БЛАГОВЕРНЫЯ КНЯГИНИ ЕФРОСИНЬИ".
Собор был заложен 15 мая, т.е. накануне казанского похода, участником которого стал семнадцатилетний Владимир Андреевич Старицкий. Дата окончания и освящения собора остается неизвестной. Храм был заложен по указанию царя Ивана Грозного и не единожды им посещался. Церковь неоднократно ремонтировалась и достраивалась, при этом облик ее несколько менялся. В исторических источниках собор Рождества Христова упомянут в Писцовой книге 1625г.: «...а в осыпи соборная церковь Рождества Христова каменна с пределы, а в церкви образы, и книги, и ризы, и всякое церковное строение государево...». Указание на "пределы" говорит о многопридельном храме и позволяет предполагать оригинальную внутреннюю его архитектуру, а именно, собор с приделами "в полатях".
По дошедшим до нас литературным данным, церковь капитально реставрировалась в 1701 г., была заново освящена, и по ходатайству жителей города ее священником был назначен Василий Григорьев. 18 марта 1729 года соборный протопоп Василий Григорьев с прихожанами подал «доношение» в синодальный Казенный приказ, в котором писалось: «Соборная церковь Рождества Христова изстари построена и обветшала, также на четыре стороны разселась, да в той же церкви два престола вверху и внизу запустели изстари от литовского разорения. Нужны новые престолы утвердить: вверху - престол во имя Пресвятой Богородицы Владимирской, а внизу - во имя первоверховных апостолов Петра и Павла, и о том указ выдать». В мае того же года императором и Святейшим Синодом было дано разрешение на восстановление церкви. Храм был отстроен в старом виде. После перестройки, 23 сентября 1734 года выдан указ об освящении двух возобновленных приделов, их расположение "вверху" и "внизу" подтверждает предположение о том, что храм был выстроен Старицкими "с полатями". В результате реконструкции собор был разделен на два этажа.
Перестройка 1730-х г.г. была первой капитальной перестройкой собора. Вторая, не менее грандиозная, произошла около 1802г. При этом были пристроены трапезная и колокольня, что изменило весь внешний облик храма. О других многочисленных, но малозначительных ремонтах, подробных сведений нет. Один из таких ремонтов произведен в 1693 г. В этом году в г. Верею "ко освящению церкви Рождества Христова" выдавался антиминс. Есть предположение, что поводом к обновлению церкви послужила реконструкция иконостаса (в 90-е годы ХУП в. по всей стране взамен древних интенсивно сооружались новые барочные иконостасы). Стены собора хранят вырубленные в них вертикальные пазы от тяблового иконостаса.
После 1812 г. возобновлялись соборные иконостасы. В это время в соборе было уже три придела. Третий - Никольский был устроен в той же трапезной нижнего храма. Поскольку в древнем храме (об этом ниже) было не два, а три изначальных придела, придел Николая Чудотворца мог появиться в соборе еще при Старицких. Согласно местному церковному преданию, храмовая Чудотворная икона Владимирской Богоматери с Николаем Чудотворцем на обороте явилась детям плывущей по реке Протве вскоре после польского разорения и была принесена ими в собор. Считается, что верхняя церковь Владимирской Богоматери была устроена в честь нее. Однако, из доношения 1729 года мы знаем, что придел Владимирской Богоматери был старинный, а явленная после поляков икона - старинной выносной иконой самого собора. Наличие на обороте образа Николая Чудотворца позволяет надеяться, что придел его имени в соборе тоже был издревле. Икона Владимирской Богоматери была местной святыней вплоть до погрома 30-х гг. ХХ в. и стояла наверху, в церкви своего посвящения, в особом киоте. Другой древностью собора Рождества Христова, исчезнувшей в 30-е гг., были резные царские врата нижней церкви. Они пережили все ремонты и поновления и могли также относиться ко времени князей Старицких.
Стены обоих этажей собора были украшены фресковой живописью венецианского стиля, принадлежавшей кисти известных художников того времени. В восьмигранном куполе был изображен Господь Саваоф, окруженный ликами Херувимов и верховных Архангелов, на гранях - истребление идолопоклонства, исцеление Иисусом Христом слепого, изгнание из Иерусалимского храма торгующих, прощение приведенной к Иисусу грешницы. Под ними, с правой стороны - избиение Вифлеемских младенцев Иродом, несение Креста, с левой стороны - хождение по водам апостола Петра и убиение святого Стефана. На западной стене по сторонам входа - Всемирный потоп. Отмечаются прекрасно выполненные лики настенной иконописи. В нижнем храме на поддерживающих низкие своды круглых столбах - изображения великих святых. В настоящее время эти росписи утрачены, сохранились лишь фрагменты фресок в куполе второго этажа.
Иконостасы верхнего и нижнего храмов устроены заново после 1812 г., за исключением упоминавшихся выше старинных резных царских врат нижнего храма. Местные иконы все в серебряных ризах. В верхнем этаже иконостас украшали шесть золоченых коринфских колонн. Иконы второго и третьего яруса были подновлены, фон на них вызолочен. Над царскими вратами - изображение великого Голгофского события. Распятый Спаситель изображен в барельефе, справа скорбящая Богородица со святыми женами, Пилат на коне, слева - Иоанн Богослов и Лонгин Сотник, в глубине - два распятых разбойника. Подобное изображение в уменьшенном виде было и над входом в трапезную. С правой стороны - картина Страшного Суда. В верхнем храме, у левого клироса, в богатом золоченом киоте находилась упоминавшаяся выше Владимирская икона Божией Матери. Под иконой на медной доске было записано предание о ее явлении. Рядом с Владимирской стояла икона с изображением всех святых, празднуемых в течение летнего полугода, написанная в чисто греческом стиле. В нижней части иконы врезано несколько серебряных и золоченых крестов с мощами святых. Подобная икона, только со святыми, празднуемыми в продолжение зимнего периода, находилась нижнем зимнем храме.
В 1815г. в соборе был погребен герой войны 1812 г. генерал И.С.Дорохов. В трапезной нижнего храма стоял памятник за железной решеткой с надписью на чугунной плите следующего содержания: «ПОЧТЕННЫМ ЖИТЕЛЯМ ГОРОДА ВЕРЕИ: ЕСЛИ ВЫ СЛЫШАЛИ О ГЕНЕРАЛЕ ДОРОХОВЕ, КОТОРЫЙ ОСВОБОДИЛ НАШ ГОРОД ОТ ВРАГА ОТЕЧЕСТВА НАШЕГО, ПОЧТЕННЫЕ СООТЕЧЕСТВЕННИКИ, ТО, ОЖИДАЯ ОТ ВАС ЗА СИЕ ВОЗДАЯНИЕ; ДАТЬ МНЕ ТРИ АРШИНА ЗЕМЛИ ДЛЯ ВЕЧНОГО МОЕГО УСПОКОЕНИЯ ПРИ ТОЙ ЦЕРКВИ, ГДЕ Я ВЗЯЛ ШТУРМОМ УКРЕПЛЕНИЯ НЕПРИЯТЕЛЯ, ИСТРЕБИВ ЕГО ПОЛНОСТЬЮ, И ЗА ЧТО ДЕТИ МОИ БУДУТ ВАМ БЛАГОДАРНЫ». И подпись: «ГЕНЕРАЛ ДОРОХОВ». На надгробной плите были изображены золотой клинок и рукоять меча.
В 1924 г. храм был закрыт и использовался в хозяйственных целях. Еще раньше, в 1918 г. было осквернено и разорено захоронение И.С.Дорохова. По одной из версий, 16 августа 1918 г. в Верее шумел митинг красноармейцев, отправлявшихся на борьбу с белочехами. Единогласно постановили снести памятник царскому генералу. В подклет Рождественского собора вошла группа вооруженных людей. Они отодвинули и сбросили на пол тяжелую надгробную плиту, вскрыли крышку гроба и застыли от удивления: в генеральском мундире передними лежал как бы спящий человек. Но едва один из осквернителей дотронулся рукой до золотого эполета, как одежда и высохшие ткани тела рассыпались в прах, обнажив кости человеческого скелета. Останки генерала были выброшены с высокого откоса над Протвой. Ночью, как передает молва, два пожилых верейских жителя собрали останки Дорохова и тайно их захоронили.
Неоднократные попытки реставрации Рождественского собора, которые предпринимались в послевоенный период, до конца не доводились. В настоящее время храм сильно обветшал и находится в аварийном состоянии.
В 1999 г. начались восстановительные работы силами администрации Наро-Фоминского района, предприятий города Вереи и благотворителей. Состоялось учредительное собрание прихожан и образована приходская община во главе с настоятелем собора - иереем Георгием Ашковым. 25 сентября 1999 г. во время расчистки бывшего склепа Дорохова из-под слоев мусора были извлечены части человеческого скелета, фрагменты генеральского мундира, эполет, пояс, детали гроба и эфес сабли. Была изготовлена гробница, и найденные останки были торжественно перезахоронены. До конца 1999 г. был проведен ремонт нижнего этажа собора, храм был приготовлен для совершения богослужений.
Накануне великого юбилея 2000-летия Рождества Христова, в морозный день 26 декабря состоялось торжественное освящение собора митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием. Его Высокопреосвященство совершил первую Божественную литургию после закрытия собора в 1924 г. В этот же день состоялось торжественное перезахоронение останков генерала И.С.Дорохова. По благословению Митрополита один из приделов нижнего храма посвящен священномученику Илариону, архиепископу Верейскому, ковчег с частицей мощей которого находится сейчас в Рождественском соборе, рядом с восстановленной гробницей генерала Дорохова. В настоящее время собор постепенно возрождается духовно и благоукрашается материально.
В декабре 2000 г. были освящены и зазвучали колокола, пожертвованные благотворителем храма Г.П.Крючковым. Изготавливаются иконостас, киоты, пишутся иконы, совершенствуется клиросное пение. Собор живет богослужебной жизнью.
Источник: http://sobory.ru/article/index.html?object=01124