Регионы

Случайное изображение

259ist-mp.jpg

Святой источник Тихвинской иконы Божией Матери

Святой источник Тихвинской иконы Божией Матери

Московская область » Дмитровский район » села Ильинское

Отчет об авто путешествии из цикла: "Святые источники и родники Московской области и близлежащих областей"

с. Ильинское, Дмитровского района,
(Святой источник Тихвинской иконы Божьей Матери)

С Ильинским меня связывают, прежде всего, воспоминания о студенческих годах. Отчет поэтому получился наполовину состоящим из воспоминаний. Дело в том, что будучи студентом, по несколько раз за зиму, я приезжал на горнолыжную базу, расположенную в этом селе: чаще с большой компанией, иногда вдвоем с девушкой. Тогда еще не было известных сейчас Волена, Сорочан и других горнолыжных курортов, которыми так славиться Дмитровский район Подмосковья. База в Ильинском принадлежала какому-то научному институту, но попасть сюда можно было почти всегда, кроме Новогодних праздников, когда приезжали "хозяева".

Здание базы смотрится очень симпатично: говорили, что это какой-то иностранный проект. Комнаты небольшие, но уютные, на двух, трех человек, с минимумом мебели. К сожалению, туалет на улице, но теплый. Вода и горячая и холодная - внизу, на первом этаже, на кухне. Стоит здание базы на горе, из окон комнат открывается прекрасный вид. Комнаты недорогие, хотя, наверное, это сейчас мне кажется, что они были недорогие. А тогда для тех студентов, кто часто ездил, но не мог платить, в осенний период устраивались субботники - красили подъемники, ремонтировали что-нибудь, расчищали склоны. Участие в субботниках давало право получить скидку зимой. Не знаю, остались ли субботники сейчас.

Для студентов на базе было полное раздолье. Из руководства - один Степанов (легендарная личность, в то время - начальник базы, точнее, истинный ее "Хозяин"), который на ночь оставлял ребят на ночную дежурную, а сам уходил к себе. На кухне готовили не сложную еду, хотя случалось, что девчонки даже пекли торты или делали еще что-нибудь вкусненькое. Кстати, то, что на базе не было, да и сейчас, скорее всего, нет централизованного питания, устраивало всех. Вместе с комнатой человек получал шкафчик на кухне и комплект, состоящий из сковородки, кастрюли и чайника, и необходимую столовую посуду. Каждый ел, чего хотел, и самое главное - когда хотел. Кто-то предпочитал поспать - и не было необходимости вставать к завтраку, кто-то весь день катался, забывая про обед, и основная трапеза начиналась ночью. Конечно, и пиво, и вино лились рекой, иногда и что-нибудь покрепче.

Еще помню, как сидели в каминном зале, есть на базе и такой чудесный уголок, и пели песни под гитару, глядя на огонь. Целовались с девушками.

В подвале был стол для настольного тенниса, позже появился и бильярд. И все это - абсолютно бесплатно, играй когда хочешь и сколько хочешь, если конечно еще есть силы.

Ехать до Ильинского электричкой - надо до станции Яхрома, далее автобусом. Автобус разворачивался на "пятачке", в центре села, рядом с заброшенной тогда церковью. Гуляя ночью с девушками по Ильинскому, мы обязательно предлагали заглянуть в заброшенный Храм. Нам казалось, что это "круто", и на девчонок производило впечатление. Помню лунный свет, холодный и мертвецки синий - освещающий провалившийся пол и остатки росписей на стенах. Конечно, помню звуки в пустом храме. За счет акустики любой шорох разносился по всему зданию. Казалось, слышно, как бьется сердце.

На машине до Ильинского ехать просто - по Дмитровскому шоссе до поворота по указателю на Ярославское шоссе или через Яхрому. Как ехать, описывать, в принципе, нет смысла - все есть на карте.

Сейчас Храм села Ильинское снова действующий. В его восстановлении приняла активное участие моя двоюродная сестра - Татьяна. У нас была общая студенческая компания, с которой мы и ездили в Ильинское. Еще когда сестра училась на архитектурном факультете, она сделала несколько эскизов Храма, а после и проект. Так получилось, что она стала часто бывать в этом Храме, беседовать с настоятелем, стала прихожанкой этого Храма. В этом Храме, уже восстановленном и действующем, отпевали и мою тетю, маму Татьяны. Она похоронена на кладбище в Ильинском.

От сестры я узнал, что рядом с Храмом недавно освятили источник и сделали купальню.

И вот в очередной выходной, 26 декабря 2004 года, мы с моей Зайкой и нашей дочкой решили, что пора посмотреть источники Дмитровского района. Из источников Дмитровского района я знал о Святом источнике в Ильинском, об источнике в Борисоглебском монастыре (но не уверен, что речь идет о Борисоглебском монастыре в городе Дмитрове, Борисоглебских монастырей - слишком много) и еще об одном источнике. Этот источник находится, по еще непроверенной информации, в деревне Говейново, Дмитровского района, на самой границе Московской и Тверской области. Кроме не очень благозвучного названия деревни - я про него пока ничего не знаю.

Хотелось бы, конечно, успеть везде, но с учетом зимнего времени мы сразу были уверены - все не получиться. Кроме этого, быть в Ильинском и не зайти на кладбище, к тете Алле, я не мог. С кладбища в Ильинском мы и начали.

Сельские кладбища - на меня производят умиротворяющее впечатление - особенно зимой, когда к ним сложно пройти. Людей вокруг - никого, и очень тихо. Нет толпы, как на московских кладбищах. Кладбище в Ильинском, как все видимо в этом районе, находится на склоне горы, вид кругом - красота! Просторный луг, внизу петляет река Яхрома, а на противоположном ее берегу - собственно домики Ильинского и церковь. Снег чистый, не топтаный, к могиле идем, проваливаясь - по еле заметной тропинке.

С кладбища заехали к родственникам в деревню Курово, больше известную теперь, как горнолыжный курорт Сорочаны. Это в пяти минутах езды от Ильинского. Мы решили заехать, чтобы предложить моей сестре присоединится к нашей поездке. Предложение было отвергнуто, она уже была сегодня на источнике в Ильинском. Она с братом ездят регулярно туда: дома в Москве пьют воду только из этого источника. Еще сестра сказала, что Храм в Ильинском называется Рождественский и на Рождество будет очень красивая служба: должны приехать служить из Лавры, и будет крестный ход на Святой источник.

Мы вернулись в Ильинское и сразу увидели указатель на Святой источник. Я вспомнил это место. Когда мы отдыхали на базе, внизу под горой был родник. Часто, чтобы попить вкусного чая, мы ходили за водой на него. На базе вода из скважины глубокого бурения (говорили даже до низа горы), но вода все равно была не такая вкусная, как из родника. И вот, оказывается, этот родник - и есть восстановленный Святой источник. А как "прикольно" было идти с ведрами за водой - вечером, а то и ночью: вниз, по наезженной за день горе. И не так уж "прикольно" - назад с водой.

Сейчас мы остановились на дороге, не доезжая базы: отсюда идти ближе всего. Взяли канистры, фотоаппарат и вперед. Вокруг, по-прежнему, во всю катается народ: работают подъемники, около здания базы стоит полно машин. Тропинка к источнику идет прямо по склону, где катаются, но немного с краю его. Здесь чаще катаются на санках. Впереди, внизу, виден луг, а за ним - лес. Там мы когда-то катались на беговых лыжах.

И вот в овраге показалась луковка купальни. Как здесь все изменилась: просторная светлая купальня с большим крыльцом и высокой главкой чудесным образом вписалась в местность. Вокруг купальни все ухожено, стоят лавочки. Спуск к источнику красиво выложен камнем. Вода журчит. Над дверью купальни - икона Тихвинской Божией матери. Рядом написана история Источника. Оказывается, Святой источник был известен еще до революции: местный крестьянин копал колодец и нашел икону. Он не забрал ее домой, а оставил ее рядом с колодцем, чтобы люди, приходя за водой, могли молиться. Так и стали называть это место - Святой источник Тихвинской иконы Божией Матери.

Здесь же рядом написана история обретения Тихвинской иконы Божией Матери, одной из самых известных и почитаемых в России. Согласно преданию конца 15 века, икона чудесным образом явилась в северных русских землях, остановившись "на воздухе" над рекой Тихвинкой в Новгородской области. Для нее в 1383г. была сооружена деревянная Успенская церковь. В 1560г. Иван IV Грозный основал здесь Большой Тихвинский Богородицкий мужской монастырь. Вокруг монастыря вырос посад, в 1773г. получивший права уездного города. Сейчас город так и называется - Тихвин.

По иконографии Тихвинская Одигитрия напоминает Иверскую, от которой отличается изображением скрещенных ног Младенца Христа с развернутой к зрителю подошвой. В 19 веке Тихвинская икона почиталась по всей России. Особенно к иконе прибегали при болезнях детей. В Тихвинском монастыре ежегодно совершалось 24 крестных хода с чудотворной иконой. Списки иконы многочисленны; имеются местночтимые чудотворные образы и места, связанные с этим образом. Видимо одно из таких мест - Святой источник в Ильинском.

Зашли в купальню, и не зря: над источником - снова икона Тихвинской Божией Матери - но не просто, а искусно вырезанная из дерева. Купальня большая, светлая, с окнами. Искупаться не решились, но воды набрали, напились и ребенка умыли. Дай, Богородица, здравия!

Только дома, узнал, что в этом году икона Тихвинской Божией Матери вернулась в Россию, и сейчас вновь на своем месте - в Тихвине. Икона была тайно вывезена в эмиграцию, таким образом, спасена от большевиков, и долгое время находилась в Америке. И вот Святыня снова в России. Осенью наш президент ездил в Тихвин и долго стоял перед иконой. Не знаю, молился ли он, но то, что думал, это точно.

Очень захотелось и нам съездить в Тихвин. Может весной или летом - выберемся. Кроме иконы Тихвин известен благодаря старейшей в России водной системе: в 1811 была сооружена Тихвинская водная система, соединившая Волгу с Балтийским морем, и открыто судоходство. Жители Тихвина стали заниматься сопровождением судов до Петербурга и Кронштадта. Здесь также проходила дорога из Петербурга в Сибирь. В Тихвине родился композитор Н.А. Римский-Корсаков.

Когда уже уходили с Источника, на лыжах подъехал молодой человек, чтобы напиться. Мы у него поинтересовались - сколько сейчас стоит покататься, сколько стоит ночевка на базе? Оказалось, в принципе, совсем не так дорого: покататься (прокат лыж, бугеля и подъемник) - 300 рублей в день. На базе он сам не останавливался, но слышал, что комната сейчас стоит порядка 300 рублей на сутки. Я спросил про Степанова. "Где-то здесь, на горе, катается..." - был ответ.

В Дмитров поехали не по известной мне дороге, через Яхрому, а свернув раньше, не доезжая Курова (Сорочанской насыпной горы), направо. Дорога то поднималась вверх, то спускалась вниз, живописно "змеилась", но в Дмитров привела.

С городом Дмитров, у нас с женой, связаны свои воспоминания об одной из наших первых поездок, еще без машины. Сейчас о той поездке писать не буду, и так много воспоминаний получилось. Скажу только, что места в гостинице в Дмитрове нам тогда не досталось. Гостиница в Дмитрове есть, большая и красивая, но тогда (да я думаю и сейчас) была вся сдана под офисы. Ночевали мы в гостинице на полигоне НАМИ, куда нас занесла нелегкая. Есть такой полигон недалеко от Дмитрова. Утром нам рассказали, что это чуть ли не международный центр автомобилестроения. В гостинице "международного центра" было жуть тараканов, скрипучие кровати, которые почему-то назывались "Крестьянка" (!), и было очень холодно. Утром мы долго ждали на остановке автобуса, чтобы вернуться в Дмитров, а когда окончательно замерзли, и нам надоело ждать, выяснилось, что обычно, по выходным, автобуса здесь никогда и не бывает...


В прошлую поездку - монастырь в Дмитрове нас не интересовал. Сейчас мы решили найти его: в путеводителе был указан его адрес. Достаточно смешно, но Борисоглебский монастырь в Дмитрове находится на улице Космонавтов. Мы уже нашли улицу и двигались по ней, когда ребенок заявил, что у нее мокрые ноги, и они совсем замерзли. Жена сразу пришла в ужас, и ... монастырь мы проехали, в поисках, где бы купить сухие носки. В результате, конечно, купили не только носки, но и новые ботинки (всего за 200р), переобулись и захотели есть. Пришлось заезжать в "Макдональдс", "замаячивший" перед нами, на центральной улице Дмитрова, пока мы искали обувь.

Когда мы, наконец, поели и передохнули, время приблизилось к четырем часам, неумолимо приближался вечер. Решили, что надо ехать домой, но... не по прямой.

Решили мы, все- таки, заехать в деревню Говейново, т.е. вернуться назад по Рогачевскому шоссе. Таким образом - монастырь в Дмитрове - остался на следующий раз, в конце концов - не последний же мы раз в Дмитрове. Канал перемахнули через мост - прямо в Дмитрове, и по прямой.

Дорога шла по каким-то полям, пересекая каналы с благозвучными названиями "Мя-25", "Мя-22", потом почему-то сразу "Мя-19". Все эти каналы - это все, что осталось, видимо, после работы мелиораторов над бедной речкой Малой Яхромой ("Мя" - я думаю от имени речки "Малой Яхромы"). Видимо ее "клонировали" на двадцать пять или больше мелиоративных каналов. Дорога была пустынна, мы единственные, кто ехал в сторону от Москвы в воскресенье вечером. Коза, устав за день, конечно, "отрубилась".
А мы с женой - молчали, каждый думал о своем, но мне, кажется, мы оба думали об одном - какие мы чудаки, куда нас черт несет...

Когда подъехали к указателю "Говейново", стемнело почти полностью. Съехали с шоссе на дорогу к деревне и невольно удивились чистоте снега на дороге, его "нетронутости". Словно по этой дороге давно никто не ездил. Только что ехали по грязному, серому шоссе - и вот едем почти по снежной равнине. Краев дороги не видно, так некий намек на колею, а вокруг поле: съехал и ... ночуй до понедельника...

По деревне дорога к тому же пошла по высокой насыпи, в одну колею. Если бы в это время нам попалась бы кто-то навстречу - точно не разъехались бы. Но мы, видимо, были одни.

В деревне огней не видно, все как вымерли... Доехали до места, где раньше был Храм. Сейчас посреди деревни - лишь некие развалины колокольни, сам Храм видимо разобрали... Я вышел из машины. Ощущение - как у человека, высадившегося на Луну. Все какое-то не реальное: и пустые дома, занесенные снегом, и дорога, и колокольня... И тишина, только снег скрипит. Наш Чижик, со светящимися фарами, кажется я чем-то инородным.

Спросить про источник было явно не у кого. Может быть, был кто живой в деревне, но не ходить же по домам, в поисках его. На улице не было никого, как не было и надежды найти этот Источник самим. Видно, все-таки зря мы приехали.

Надо было разворачиваться - и домой. С осторожностью развернулись в центре деревни, у развалин Храма, и стали выбираться на Рогачевское шоссе.

Ехали долго, проехали большой монастырь в Луговой. Окна в братских корпусах светились. Проехали и само Рогачево. Когда-то это был большой торговый город, теперь большая деревня. Дорога уперлась в высокий темный Храм. Каким-то образом, в темноте, интуитивно не свернули на указатель - "Москва-Дубна", а то бы опять попали бы на Дмитровское шоссе. Свершилось - выехали, сами не поняли как, на Рогачевское шоссе - и к дому...

По пути - подвезли толстого милиционера (он с трудом, со скрипом, поместился на переднем сиденье). Сам ходит с палочкой, почему - постеснялись спросить. Рассказал, что он местный участковый. Всего у него девятнадцать (!) деревень и штук пять дачных поселков, а машина одна на три таких участка! Удивительные люди. Я всегда стараюсь подвозить людей в форме: и милиционеров, и военных - они тоже фанатики. Только если мы - фанатики только на выходные, то они - по жизни.

У участкового узнали, что люди здесь ходят еще на Источники в д. Удино (ее мы проезжали по Рогачевскому шоссе, и он нам показал куда идти), и в деревне Никольское (она на кольцевой бетонке). Про источник в Говейново он ничего не слышал. Так у нас в списке - прибавилось еще два Источника, да и в Говейново надо будет вернуться как-нибудь днем. А еще в Удино, говорят, сохранились развалины старинной усадьбы, да и монастырь в поселке Луговой можно посмотреть. В общем - на целую хорошую поездку: "Святые источники по Рогачевскому шоссе".

В Лобне "застряли" на переезде, но в целом - доехали нормально...

Рогожин Илья
Автор фото anmoka
Источник httр://fоtki.уаndeх.ru/usеrs/аnmоkа/viеw/175536/?page=0

Поиск по сайту

Наши соцсети

Пожертвование

Случайное изображение

ryazanskaya_640x480_0123.jpg
ИСТОЧНИКИ НЕКОТОРЫХ МАТЕРИАЛОВ:
vidania.ru
svyato.info