Регионы

Случайное изображение

2202.jpg

Иосифо-Волоцкий монастырь («Святой колодец» Иосифа Волоцкого), с. Спирово («Святой источник» у храма Введения Богородицы), Усадьба Ярополец Гончаровых и Усадьба Ярополец Чернышевых

Иосифо-Волоцкий монастырь («Святой колодец» Иосифа Волоцкого), с. Спирово («Святой источник» у храма Введения Богородицы), Усадьба Ярополец Гончаровых и Усадьба Ярополец Чернышевых

Московская область » Волоколамский район » села Спирово

О существовании третьего источника я узнал случайно, проводя поиски в Интернете. Это источник в селе Спирово. Причем, информации было мало, т.е. я знал только о том, что в Московской области в селе Спирово есть «Святой источник».

Долго мне не удавалось определиться даже с тем, какое именно Спирово имеется в виду, и в каком районе Московской области оно расположено. Потом удалось уточнить, что село Спирово, о котором идет речь, всего в пяти километрах от Иосифо-Волоцкого монастыря. В качестве пожертвований монастырь получал и села, населенные крестьянами. Уже в год основания, в 1479г, он получил от князя Бориса Васильевича, княжившего в то время Волоцком княжестве, деревню Спировскую (видимо в последствии и ставшую селом Спирово). Это и определило наш маршрут. Больше про этот источник информации у меня не было, уточнение ее было одной из целей этой поездки.

Как отступление, немного о преподобном Иосифе Волоцком, то, что я прочитал в книге «Самые знаменитые Святые и чудотворцы России», изд. «Вече» 2001г.

Если места, связанные с житием преподобного Иосифа Волоцкого, основателя Иосифо-Волоцкого монастыря, объединить в путешествие, оно могло бы выглядеть так:

1. Волоколамск (бывший Волок-Ламский) – здесь, точнее, в селе Язвищи, бывшем близ города, 12 ноября 1439г и родился будущий святой Иосиф Волоцкий (в миру – Иван Санин). Сейчас это села нет, возможно, оно вошло в черту города Волоколамска.

2. Крестовоздвиженский монастырь (когда-то находился в городе, и осталось ли от него, что-либо сейчас - не знаю) – здесь семилетний мальчик Иван, за один год изучил Псалтырь, а на другой прочитал все книги Священного писания, стал чтецом и певцом в церкви.

3. Савин Тверской монастырь (не знаю – существует ли он сейчас) – сюда двадцатилетний Иван пришел с благословения родителей, чтобы постричься в монахи. Житие святого рассказывает, что, придя в монастырь, он даже не остался на трапезу, так был удивлен и поражен грубым мужицким сквернословием в трапезной монастыря, «ибо ненавидел от младых ногтей сквернословие, и кощунство, и неуместный смех».

4. Конечно, Боровский Пафнутьев монастырь, где под влиянием Святого Пафнутия сформировался характер и мировоззрение инока Иосифа. Игумена Пафнутия он застал в трудах: наравне с братией старец рубил и носил дрова. Лишь поздно вечером, когда старец отправился к богослужению, Иван, припав к его ногам, упросил принять в монастырь. Здесь же в 1460 году он был пострижен в монахи под именем Иосиф.

Преподобный Иосиф отличался физической силой и выносливостью. Он прошел все самые тяжелые монастырские послушания. Здесь же показал Иосиф истинное отношение христианина к родителям своим. Когда его отца разбил паралич, Иосиф упросил игумена разрешения забрать отца в свою келью. Получив разрешение, Иосиф ухаживал за больным, прикованным к постели отцом в течении 15 лет. Мать Иосифа, по совету преподобного Пафнутия, так же приняла монашество.

Иосиф отличался незаурядной внешностью. Он был невысок ростом, но чрезвычайно красив лицом; волосы имел темно-русые, носил округлую, но не слишком длинную бороду. Главное же, это был человек большого ума; он отличался исключительной памятью, знал наизусть множество текстов Святого писания, имел сильный и очень приятный голос. Неудивительно, что Иосиф привлек к себе внимание самого великого князя Ивана III, покровителя Боровского монастыря.

После смерти в 1478 году преподобного Пафнутия Боровского именно Иосиф занял место игумена Боровского монастыря. Иосиф отправился в поездку по монастырям земли русской, чтобы выбрать в них то, что может оказаться на пользу их собственному монастырю. В частности посетил он и Кирилло-Белозерский монастырь, более других произведший на него впечатление строгостью устава, благоговейной чинностью монахов в церкви и трапезной.

Вернувшись из путешествия, Иосиф пытается ввести в Боровском монастыре еще более строгий общежительный устав, но не находит поддержки у большинства братии. Тогда святой тайно покидает монастырь и отправляется в знакомые с детства леса Волоцкого княжества, чтобы основать новый монастырь.

Князь Борис Васильевич, брат Ивана III, с радостью принял предложение игумена об основании монастыря и передал для этого землю в сосновом бору в двадцати верстах от города Волока-Ламского, у слияния рек Сестры и Струги. Согласно легенде, место для строительства даже не пришлось расчищать от леса: внезапно поднявшийся вихрь, чудесным образом не причинив вреда людям, повалил могучие деревья. 6 июня 1479 года – была заложена первая церковь нового монастыря – во имя Успения Божьей Матери: сам преподобный, взяв на плечо бревно, положил его в основание церкви.

В 1498 году на месте деревянной церкви появляется каменный Успенский собор, расписанный Дионисием, а в 1490 году рядом строится восьмигранная с золоченой главкой колокольня (взорвана в 1941году, основание сохранилось), затмевающая оригинальностью архитектуры колокольню Ивана Великого в Московском Кремле.

Иосиф показал себя рачительным хозяином, обладающим практическим умом и деловой сметкой. Он не только принимает пожертвования, но и умеет заставить знатных и обеспеченных людей передавать свои средства в монастырь. Иосиф не стесняется даже торговаться с богатыми людьми относительно требуемых монастырем сумм. Все собранные средства монастырь тратит на благотворительность: во время голода Иосиф широко раскрывает монастырские житницы: кормит в день до семисот человек; для детей, брошенных родителями, в монастыре устраивается специальный приют и т.д.

При этом сама братия живет в строжайшей дисциплине, неукоснительно соблюдается устав, составленный самим Иосифом (ночные молитвы, ношение вериг, сон - только сидя или на голой земле и т.д.). Сам настоятель богатейшей по тем временам обители, до конца дней своих ходил в худых и заплатанных ризах, не гнушался самой черной работы.

С утра, в воскресенье, 12 декабря 2004 года, погода не обещала ничего хорошего, было серо, пасмурно. В этот раз в путешествие, кроме меня и моей Зайки, отправилась Коза (моя дочка Маша четырех лет) и моя мама.

Накануне мы, наконец-то, «переобули» Чижика в зимнюю резину - и теперь зимние путешествия были для нас вновь доступны.

На Новорижское шоссе мы выехали, наверное, только в районе двенадцати часов. Снова у нас получалось «полудневная» поездка. С учетом зимнего «короткого» дня, у нас оставалось всего часов пять времени, максимум. Погода продолжала «кукситься», но снега не было, а это было уже хорошо.

Небольшим отступлением от нашего маршрута стал «крючок» в сторону Юркино. Здесь, по информации из путеводителя, сохранился один из старейших храмов в Подмосковье – храм Рождества Христова, возведенный в начале XYI века. Чтобы проехать в Юркино надо свернуть с Новорижского шоссе на 67 км по указателю на Мансурово, далее налево на Раково. Храм находится у дороги, на территории деревенского кладбища.

Мы немного проскочили мимо храма и когда стали разворачиваться перед нашей машиной, метрах в пятидесяти от нас, дорогу перебежала лиса. Довольно крупная и пушистая, она видимо бежала из деревни в лес. До этого я раньше встречал лису в Подмосковье, но только катаясь зимой по лесу на лыжах. Это был первый раз, когда я видел лису – перебегающую автомобильную дорогу. Говорят, снижение хозяйственной деятельности в Подмосковье – приводит к росту поголовья зверей в подмосковных лесах: скоро в пору будет записываться в охотники. Звери стали по дорогам бегать…

К Храму пробирались проваливаясь в снег по узкой тропинке между могил кладбища. Когда-то монументальный белый храм сейчас кажется небольшим, но очень лаконичным и пропорциональным. Высокий барабан увенчан шлемовидной главкой, что подчеркивает его древность. Много таких храмов сохранилось в Пскове.

На дальней от дороги стене можно увидеть, частично сохранившийся красивый орнамент, когда-то украшавший весь храм. Внутрь нам попасть не удалось, но в путеводителе сказано, что сохранилась и какая-то часть древних фресок. Несмотря на то, что Храм был закрыт, он не выглядел заброшенным: в окнах вставлены новые рамы. Видимо, в нем проходят службы, совершаются отпевания, когда хоронят на кладбище. Это вселяет надежду, что святое здание будет сохранено.

Мы не пожалели о том, что решили заехать в Юркино. Древний храм, безусловно, стоил того, чтобы на него посмотреть. Хотелось бы заехать сюда еще как-нибудь летом. Возможно, тогда нам удастся попасть внутрь храма.

Вернувшись на трассу, «рванули» в сторону Волоколамска. Село Теряево, где расположен Иосифо-Волоцкий монастырь, в атласе на одном листе с Волоколамском. Читая про монастырь в путеводителе – я, конечно, прочитал и про Волоколамск, хотя посещение города и не входило в наши планы. В результате, видимо, интуитивно решив, что ехать нам надо до Волоколамска, я успешно проскочил нужный поворот. Хорошо родные опомнились, ведь я говорил, что поворачивать будем на 96-м километре.

В принципе, можно ехать и через Волоколамск, но ближе свернуть с Новорижской трассы на 96-м километре по указателю на Чисмену, далее через железнодорожный переезд и все время по главной дороге. И вот впереди уже видны стены и башни монастыря…

Много интересного было написано в путеводителе про достопримечательности этого монастыря, но увидеть удалось мало. В очередной раз почувствовали мы некую неприязнь со стороны монастырских жителей к туристам. Да, мы приезжаем не как паломники, а как туристы.

Возможно, указание поговорки – «не лезь в чужой монастырь со своим указом», воспринимается новыми хозяевами монастыря слишком дословно, но мне кажется, такие памятники архитектуры, истории, культуры – даже возращенные христианам – по-прежнему должны принадлежать всему народу (как верующему, так и нет). Расскажите, покажите мне все, объясните что-то, что я не понимаю, поддержите мою заинтересованность и обретете пусть не во мне, так в моих детях, нового Христианина.

Но на воротах монастыря нас встретила «гостеприимная» надпись следующего плана - «вода только для питья (воду в бутылки – не набирать!) в Храме и только с благословения». Видимо, «Святой колодец» Иосифа Волоцкого иссяк, раз жаль воды из него. Нам так и не удалось увидеть этот «Святой источник», не «благословили»… Очень жаль…

Дальше в том же духе - слева от входа, висят небольшие колокола – и снова «звонить по разрешению…». Согнали нас и с крепостных стен, куда дверь была открыта, и очередной надписи мы не заметили. Как выяснилось, сюда тоже нужно было получить «разрешение»… Да поставьте лучше кассу - мы заплатим, как привыкли платить в музеях – и пусть наши деньги пойдут на восстановление, поддержание тех же стен, башен, церквей.

Проведите экскурсию, чтобы рассказать о том, чем еще известен этот монастырь: о низложенном царе Василии Шуйском и о преподобном Максиме Греке, сосланных сюда. Покажите могилу Малюты Скуратова – похороненного здесь, в монастыре. Возьмите с тех, кто пришел увидеть все это – деньги, но покажите, откройте все, заинтересуйте пусть не религией, то хотя бы историей. Мне кажется, так сделал бы и Иосиф Волоцкий: он умел, как это сейчас говорят – «делать деньги», считал это правильным, получение монастырем денег, но и тратил монастырь деньги на благотворительность…

Выгнали нас и из Успенского собора, где нам хотелось посмотреть резной, ажурный иконостас, как написано в путеводителе, истинную достопримечательность собора. Просто служке пора было уходить (не иначе трапезничать), надо было закрывать храм: нет ему дела до туристов. Закрыт был на большой висячий замок и нижний храм, где покоятся мощи Святого Иосифа Волоцкого, основателя обители…

Покинули мы монастырь, не пожалев, что приехали сюда: красиво вокруг, изразцы древние на стенах понравились, интересно. Но пожалели только о том, что не нужны мы здесь, об отношении в монастыре к туристам пожалели. Сидят такие монастыри на нашем историческом, культурном наследии – и при этом сами не знают, что с ним делать, как сохранить его. Бедствуют, просят денег, вместо того, чтобы по хозяйски этим наследием распоряжаться, тогда и доходом могли бы делиться с тем, кто нуждается…

День быстро кончался. Стало понятно - Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь и его «святой источник «Силоамская купель» - придется оставить на следующий раз, да и желание ехать в очередной монастырь – несколько пропало…

Нам надо было найти еще «святой источник» в Спирово. На карте есть такое село, а вот на самом деле – самого села Спирово мы так и не нашли. Указателя на него тоже нет. Выехали на дорогу в сторону Волокаламска, но чувствуем, слишком далеко уехали, вернулись назад.

Как выяснилось, поворачивать надо на указатель «Ефимьево». Впереди, справа по ходу, после поворота, увидели высокий храм. Храм Введения Богородицы - не старый, наверное XYIII века, не позже. Решили остановиться, чтобы узнать про источник. Никого людей не было рядом и на территории вокруг, а на воротах в расписании богослужений значилось: «Храм Введения Богородицы (в с. Спирово)». Значит приехали.

Вошли на территорию – калитка была открыта, дорожки расчищены и никого, кроме симпатичного щенка, на цепочке у будки. Как большой! А уж он и хвостом вертит, крутится – обрадовался людям, видно соскучился. И сразу увидели, заботливо установленный для таких же туристов, как мы, указатель – «Святой источник».

Справа от храма заросший деревьями не глубокий овраг, а по дну его ручей петляет. Пошел снег, причем огромными белыми хлопьями – и все сразу стало белым, чистым. Как-то красиво и радостно стало. Тихо, людей никого, только слышно как вода в ручье журчит.

Внизу у ручья колодец, лестница вниз ведет удобная, и все сделано для людей: и просторная купаленка (даже свет внутри включить можно), и у колодца – ведерочки, воронки, чашки. Туалет есть рядом – чистый. Здесь же деревянная банька (правда, закрытая). Так и представляешь, как здорово, наверное, распарившись – да в ледяную воду в купальню!

Напились мы воды – вода хорошая, умылись сами, ребенка умыли. С собой взяли водички и денежку оставили – на благоустройство территории. Спасибо, тем, кто это все сделал, дай им Бог здоровья!

Когда уже возвращались к машине – навстречу попались еще люди – тоже за водой приехали. Будут люди ходить сюда, воду пить и молиться Богу – станет со временем источник действительно Святым!

И вернулись силы, решили мы по пути в еще одно интересное место заехать. Хоть и смеркаться начало, и снежок все шел – заехали мы в Ярополец. Это все по дороге к Волоколамску, на карте указано, по этому как ехать – смысла описывать нет.

Два красивых дворцовых ансамбля в Яропольце – усадьба Ярополец Гончаровых и усадьба Ярополец Чернышевых. И опять – одной усадьбе повезло, остался у нее хозяин. В усадьбе Гончаровых сейчас База отдыха МАИ, и все более-менее в сохранности. А от Яропольца Чернышевых, как написано в путеводителе, «живописные развалины».

Возможно сохранность усадьбы Гончаровых: изящного главного дома, украшенного лоджиями с колоннами, флигелей - обусловлена тем, что сюда два раза заезжал А.С. Пушкин, о чем говорит доска на главном доме.

Овальный двор окружен ажурной металлической оградой, а въездные ворота отмечены башенками, на вершине которых красивые позолоченные «солнышки». Даже наш ребенок, замученный поездкой, очнулся и запросил фотоаппарат, так ей понравились башенки с острыми шпилями и «солнышками» на них. Смешно наблюдать четырехлетнюю дочку с фотоаппаратом в руках, в муках творчества.

Еще рядом с усадьбой интересная Екатерининская церковь. У нас с женой даже возник небольшой спор – действующая ли она. Дело в том, что на куполе храма вместо привычной луковки необычный золотой шар на ножках с небольшим шпилем, и даже нет привычного креста. Я лично, видел такое «завершение» в первый раз. Нет креста и на колокольне, она также завершена шпилем, а наверху позолоченный шар. Но церковь самая обычная, действующая, православная.

Вторую усадьбу - усадьбу Ярополец Чернышевых - современники сравнивали с Версалем. Сказать, что великолепный дворец пострадал от времени, это ни сказать ничего. И что мешало Александру Сергеевичу заехать и сюда, может быть, тогда его потомки сохранили бы и этот дворцовый ансамбль, пусть хотя бы и как базу отдыха какого-нибудь института.

Мы не пошли в темноте к «живописным развалинам» когда-то чудесного дворца, а посмотрели на них через чугунные ворота, с башнями. Башни эти были когда-то в форме крепостных сооружений средневековья. В путеводителе сказано, что на территории регулярного парка, окружающего дворец, сохранился обелиск, поставленный в память о посещении усадьбы Екатериной II в 1775году (мы не видели).

Были в парке когда-то и 16-ти колонный овальный «Храм дружбы», китайские беседки, «Турецкая мечеть», напоминавшая о победе России над Турцией. Где все это, куда делось? Даже сейчас, в развалинах, просматривается грандиозность сооружения, действительно размах, с которым когда-то все было здесь построено.

Напротив усадьбы – такая же по размахам, величественная Казанская церковь. По оригинальности композиции я пока не встречал ничего более интересного. Мы не смогли не подойти к ней, и обошли это огромное здание вокруг. Два объема, предела, перекрытые высокими куполами, украшенные орнаментами. Между ними общий притвор с колоннами и изящным портиком. Кажется это тоже дворец, театр – а не просто церковь. Над портиком еще можно разглядеть герб владельцев усадьбы – храм когда-то был родовой усыпальницей.

И над всем этим, по центу, между двумя пределами – высится колокольня, тоже когда-то изящная и красивая, но в советские времена приспособленная под водонапорную башню! Это страшно – что у нас, так рядом с Москвой, стоят разрушенными и брошенными Храмы, подобные этому, а вместо восстановления их строятся новые безликие подделки. Время, потраченное на путешествие только для того, чтобы посмотреть на один этот Храм, уже стоит того!

Поиск по сайту

Наши соцсети

Пожертвование

Случайное изображение

ryazanskaya_640x480_0035.jpg
ИСТОЧНИКИ НЕКОТОРЫХ МАТЕРИАЛОВ:
vidania.ru
svyato.info