Богородице-Тихоновский (Тюнинский) женский монастырь стал таковым в 1867 году, 21 октября. А началась история обители несколькими десятилетиями ранее, с женской отшельнической общины, обосновавшейся у стен церкви в честь Божией Матери, покровительницы Живоносного Источника воздвигнутой на средства помещика А. Ф. Викулина над родником, у которого любил бывать и молиться в уединении святитель Тихон во дни своего пребывания в Задонске. «Здесь место святое и весьма приятное; оно утешает дух мой радостью, точно рай земной», - говаривал Задонский чудотворец. Освящение храма совершил 15 августа 1813 года епископ Воронежский Антоний (Соколов).
На первых порах новой церкви присвоили статус кладбищенской, так как находившееся на противоположном склоне лога кладбище города Задонска таковой не имело. Постепенно к стенам церкви с одобронения храмосозидателя переселились тридцать женщин, искавших спасения на Задонской земле, но, за отсутствием здесь женской обители, ведших монашескую жизнь в миру. Супруги Викулины, по возможности, благотворили новорожденной общине, стараясь облегчить ей период становления. Так было положено основание Богородице-Тихоновскому Тюнинскому монастырю.
Тюнинская обитель, начавшаяся с соломенных хижин близ кладбищенской церкви, пройдя через тяжкие гонения и испытания, выпавшие на долю насельниц из-за длительного конфликта с сыном скончавшегося благодетеля, не только выжила, но и умножилась численно. В. А. Викулин, вразумленный в своей неправоте, примирился с сестрами. И, видимо пытаясь загладить предшествующие недоразумения, пожертвовал в их пользу «дом в Задонске с флигелями, двором и садом». А в 1860 году, благодаря покровительству теперь уже новой благотворительницы - петербургской купчихи Е. Н. Богачевой, стойко перенесшие невзгоды добровольные монашки стали официально учрежденной женской общиной при Богородице-Тихоновской церкви. Так сестры обрели законом утвержденное право постоянно проживать на этом месте и постоянно участвовать пением и чтением в богослужении своей церкви. К этому времени, попечением благотворителей, здесь были выстроены необходимые жилые и хозяйственные постройки.
Еще несколько лет спустя - 21 октября 1867 года - община была утверждена как нештатный общежительный монастырь.
Первой настоятельницей уже монашеской обители стала бывшая настоятельница общины - Поликсения (Кондратьева). 12 ноября 1867 года матушка Поликсения была посвящена в сан игумении. Она еще многие годы трудилась на благо новой обители. Причем, настолько успешно, что по Указу императора 20 июля 1878 года игумении Поликсении был пожалован золотой наперсный крест.
В 1889 году в Тюнинском монастыре было начато по проекту А. А. Кюи, а в 1900 закончено строительство более просторного соборного храма из красного кирпича, стоящего и поныне. Новая церковь, с главным престолом во имя Вознесения Христова, была освящена 14 августа 1900 года.
В это время обителью руководила игумения Клавдия (Нарциссова). На рубеже веков Тюнинская женская обитель насчитывала около ста сестер (включая послушниц), помимо молитв и трудов по хозяйству занимавшихся шитьем золотом, изготовлением образков и четок. В 1914 году здесь числилось 54 монахини и 77 послушниц. Далее, вплоть до первых послереволюционных лет, число насельниц оставалось практически неизменным.
Игумения Клавдия скончалась 20 августа 1920 года. После погребения почившей настоятельницы сестры вверили управление обителью монахине Мелитине (Введенской). Избранная матушками кандидатура получила одобрение епархиального начальства и была посвящена в сан игумении. Это был мудрый выбор. Последняя игумения Тюнинской обители совершила поистине подвиг - в годы жесточайших гонений ей удалось сохранить монастырь вплоть до 1930 года. И лишь с началом коллективизации обитель все-таки разгромили под предлогом надуманного обвинения в противодействии «проводимым в деревне Советской властью мероприятиям». Игумения Мелитина была расстреляна по приговору от 13 мая 1930 года, вынесенному «тройкой» по внесудебному рассмотрению дел, разделив крест мученичества с духовником Тюнинского монастыря, священником, отцом Гордеем Аргуновым. Всего по делу проходили 15 человек. Остальные были приговорены к различным срокам отбывания в лагерях.
Монастырские здания изрядно пострадали за годы советской власти, побыв в распоряжении колхоза, МТС, а затем - совхоза "Задонский".
С осени 1994 года, по благословению митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия (Немцова), насельники Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря взяли на себя попечение о восстановлении практически дотла разоренной Богородице-Тихоновской обители. (Посмотреть).А 26 декабря 2002 года состоялось решение Священного Синода Русской Православной Церкви об открытии Богородице-Тихоновского (Тюнина) женского монастыря.
Возглавить вновь созидаемую женскую монашескую общину, в должности старшей сестры, правящий архиерей Воронежско-Липецкой епархии митрополит Мефодий (Немцов) благословил монахиню Арсению (Семенову) из числа насельниц Свято-Тихоновского Спасо-Преображенского женского монастыря, что расположен в лесном урочище «Скит» к северу от Задонска. И с 24 июня 2002 года несет она хлопоты по устроению нового монастыря на руинах некогда разрушенного. После раздела бывшей Воронежско-Липецкой епархии, 17 августа 2004 года, на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви был рассмотрен рапорт преосвященного епископа Липецкого и Елецкого Никона (Васина) об утверждении монахини Арсении настоятельницей Богородице-Тихоновского Тюнинского женского монастыря города Задонска Липецкой области. И Синод постановил утвердить ее в должности настоятельницы указанной обители