В 1610 году при участии Преподобного Трифона Вятского, была построена Михайло-Архангельская церковь. Известно, что конструкция кровли была такова, что не допускала проникновения влаги и гниения деревянных деталей, а само здание было построено с расчетом на естественное проветривание стен.
Она входила в комплекс Богоявленского, позже Крестовоздвиженского мужского монастыря, основанного в 1599 году на окраине города. Поначалу это сооружение служило не только церковью, но и крепостной башней с воротами, через которые можно было попасть в монастырь, а через бойницы в стенах - отстреливаться от врага. Маленькая деревянная церквушка была неприметной по сравнению со строениями обители и не привлекала к себе внимания. Братия ее содержала. Спустя некоторое время интерес к ней возвращается. Церковь в честь Архангела Михаила имела уникальное убранство: иконы, старинные книги, золотое и серебряное шитье. В ней находились деревянные кудрявые ангелочки, как бы парящие под потолком и создающие легкость и красоту.
Легенды, переходящие из уст в уста, гласят, что в церкви был особенный, ни с чем не сравнимый запах дерева. Старожилы отмечали, что летом здесь благодать - даже в самую жару прохладно.
В начале ХIХ века жемчужина деревянного зодчества приобрела другой облик, значительно изменившись внешне. Появились новые украшения - округлые окошки, металлические решетки; рубленые стены были зашиты тесом, крыша и глава покрыта жестью.
Второе рождение церковь пережила благодаря мастерам, которые начали реставрационные работы в 1957 году. Когда памятнику вернули первозданный облик, столичного архитектора Бориса Гнедовского потрясла красота и в то же время простота увиденного. Он и предложил свозить ее на выставку в Париж.