Регионы

Случайное изображение

26vnuto-no.jpg

Свято-Успенский храм в г. Ставрополь

Свято-Успенский храм в г. Ставрополь

Успенская церковь - старейший храм города Ставрополя: в 1997 году отмечалось его 150-летие. Намерение построить кладбищенскую церковь возникло в Ставропольском обществе, особенно в среде духовенства, уже в 20-е годы XIX века. Однако в этом деле пришлось встретить целый ряд трудностей. Помимо материальных затруднений и препятствий, связанных с получением необходимой документации, были отклонены первые проекты храма. Причинами тому были как их малая вместимость, так и эстетическое несоответствие облику самого кладбища (старожилы вспоминают, что до того, как в годы перестройки было разрушено и украдено большинство надгробных памятников, Успенское кладбище было очень похоже на Новодевичье, - только меньших размеров).

Закладка этого храма состоялась 1 июня 1847 года, а освящен он был на праздник Успения Божией Матери 15 августа 1849 года при многочисленном стечении народа.

Имя автора проекта построенного Успенского храма неизвестно. Несомненно, что здесь мы видим проявление русско-византийского стиля. Формы здания перекликаются с Казанским кафедральным собором Ставрополя и с храмом Христа Спасителя в Москве. Успенская церковь невелика - площадь немногим более ста кв. м., - но достаточно высока и потому смотрится величественно, господствует над окружающей местностью.

Храм продолжает линию бесстолпных храмов, появившихся на Руси в конце XV - начале XVI в.в. В основу его архитектурного решения положена традиционная трёхчастность внутреннего устройства (притвор, собственно храм, алтарь), чётко выраженная во внешнем облике. Центральная часть выше остальных, она увенчана поднятой на восьмигранном барабане главой, по форме похожей на луковицу, в которой закреплён главный крест. По углам крыши возвышаются ещё 4 главки с крестами на восьмигранных шейках.

Внутреннее устройство Успенского храма, как и всех других, символично, и с древних времён остаётся неизменным. Храм подразделяется на три части: притвор, среднюю часть и алтарь. Алтарь, находящийся в восточной части храма, возвышается над остальной церковью.

Входя в храм, человек испытывает особое состояние. Это одновременно и успокоение и праздник, надежда на спасение и радость. Сверкающие позолотой иконостас, подсвечники. Иконы создают и поддерживают благолепие храма. Золото нежно сочетается с белым и палевым лаком на колоннах иконостасов. Декор внутреннего убранства мягкий, успокаивающий, воспитывающий тонкий вкус.

В 1873 году с южной стороны был пристроен придел во имя Вознесения Господня, освященный 26 сентября в праздник Иоанна Богослова. Алтарь придела сделан полукруглым, и, чтобы не нарушить симметрии южного фасада, западная стена придела тоже полукруглая. Разобранные на основном здании тройные окна возобновлены были на южной стене придела.

А 125 лет спустя, в 1998 году, началось строительство придела с северной стороны. При рытье котлована был неожиданно обнаружен готовый фундамент, выложенный из камня-ракушечника, очевидно, еще во время закладки храма. По каким-то причинам старый фундамент был законсервирован и строительство придела остановлено. Новый придел во имя Иверской иконы Божией Матери возведен на старом фундаменте. Своими формами он повторяет южный придел и уравновешивает общую композицию храма, делая его симметричным и более вместительным.

Знаменательно, что освящение нового придела произошло 13 апреля 1999 г., во Вторник Светлой седмицы, когда Святая Церковь празднует явление иконы Божией Матери на Афоне, а само явление этой иконы произошло в 999 году. Со дня явления Иверской иконы афонским монахам и до дня освящения возведённого в Её честь придела прошло 1000 лет.

Освященная в 1849 году, кладбищенская церковь была приписана к находившемуся невдалеке Троицкому собору, причта в ней не было, богослужения в субботу, воскресенье и в праздники отправляли поочередно церковнослужители собора. И только в 1873 году, когда был освящен придел Вознесения Господня, был утвержден причт Успенской церкви. Храм, расположенный на окраине города, стал приходским. В нем крестили, венчали, отпевали усопших.

Утварь храма частично была заимствована из Троицкого собора. Но многое покупали и заказывали. Так, медное трехъярусное паникадило было сделано с усердием купца Никиты Башмакова., оно стоило 150 рублей. Надворная советница Попова заказала для церкви образ Христа Спасителя в серебряном окладе, с таковою же лампадою.

Ефим Дмитриев внес 1000 рублей серебром «на построение приличного иконостаса». Первоначальный большой иконостас с набором икон, свидетельствующим о назначении храма как кладбищенского, сохранился неизменным до наших дней. Много пожертвований было от купцов по подписке. Были пожертвованы редкие дорогие иконы, в том числе обетные.

Когда имущество закрытого Троицкого собора передавалось другим храмам, много икон попало в Успенскую церковь, в том числе, и икона Иверской Божией Матери. В Троицком соборе с неё был снят серебряный оклад весом 18 фунтов и лампады к ней.

В 1962 году в стенах храма появились трещины. В 1965 году комиссия архитектурно-строительного отдела сделала заключение, что здание не подлежит ремонту и требует разборки до основания. Однако, по ходатайству прихожан здание храма на следующий год было капитально отремонтировано, а позже взято на учет как памятник архитектуры местного значения.

В наше время, к 150-летию храма, настоятель протоиерей Павел Васильевич Рожков с благословения владыки Гедеона осуществил пристройку второго северного придела во имя Иверской Божией Матери. Сам храм претерпел реконструкцию. Была убрана печь, и проведено паровое отопление. Сделаны хоры, на пол постелен линолеум, реставрированы иконы и иконостасы, сделаны новые двери. На старую звонницу подняты колокола, отлитые в 1990 году кооператорами Воронежа. Самый большой колокол весит 250 килограммов.

Отремонтирована и бывшая сторожка, в ней размещаются приемная настоятеля, комнаты для священников, крестильня.

Строится двухэтажное здание воскресной школы. Преобразился внешний вид храма - засеребрились купола, засверкали кресты, голубизна стен сливается с небесной лазурью.

В Успенском храме находится главная святыня края - чудотворная икона Иверской Божией Матери, написанная на горе Афон в Греции и присланная 9 октября 1867 года на имя настоятеля Троицкого собора в Ставрополе Василия Розалиева. Икона с самого начала особо почиталась во всех слоях населения и прославилась многими чудотворениями.

А в 1914 году специальным циркуляром Министерства внутренних дел было разрешено формирующейся в Ставрополе дружине Кавказского военного округа иметь на знамени икону Иверской Божией Матери.

Успенский Церковно-мемориальный комплекс поставлен на учет как памятник истории и культуры.

Поиск по сайту

Наши соцсети

Пожертвование

Случайное изображение

ryazan_ikonostas_uspenskogo_sobora.jpg
ИСТОЧНИКИ НЕКОТОРЫХ МАТЕРИАЛОВ:
vidania.ru
svyato.info