Регионы

Случайное изображение

233tihv-monastery.jpg

Храм Спаса Преображения в с. Прибуж

Храм Спаса Преображения в с. Прибуж

Архитектурное описание: Церковь расположена рядом с дорогой на высоком холме в центре села. Окружена старыми деревьями. Относится к группе двухосно-симметричных храмов начала ХV века. Церкви типа «восьмерик на четверике» с гранеными рукавами равноконечного креста, выработаны так называемой «нарьшкинской архитектурой» Объемная композиция самостоятельна, и закончена у колокольни и храма, соединенных галереей на столбах. Так, колокольня центрическая с двумя ярусами восьмериков на мощном приземистом четверике. При переходе от четверика к восьмерику использована конструкция ступенчатых тромпов. Сам храм представляет собой развитое лепестковое основание, несущее лишь один восьмерик. Восьмерик венчает глухой граненый барабан с граненой главой. Объединяются постройки галереей и стоят на оси север-юг. Так что вход в церковь в южные боковые двери. Ограненно четкая форма объемов не требует богатого декора и читается на большом расстоянии. Наличники окон и обрамление дверей выполнено просто и скупо. Над оконными перемычками сделаны фигурные ниши. Рамочный наличник состоит из полуколонок и валиковой арки. Двери украшены таким же образом, только применен обычный, а не лекальный кирпич. Все граненые элементы снабжены наугольными пилястрами, и каждый ярус завершает карниз с включением псковского «бегунца». Три граненых рукава креста, кроме апсидного, перекрыты гранеными сомкнутыми сводами. Апсида перекрыта конхой. Четверик через конструкцию арочных тромпов переходит в восьмерик, который в свою очередь перекрыт восьмилотковым сводом. Проемы в четверик имеют арочное завершение. В притворе над входом в четверик в прямоугольном киоте сохранилась первоначальная роспись «Преображение «. Два киота с филенчатые обрамлением сохранились в алтаре: на восточной стене над окном - однолопастный со вставной иконой «Саваоф» и на западной стене над проемов царских врат - трехлопастной с иконой «Тайная вечеря». Поздние росписи, ремесленнически выполненные, сделаны на откосах арочных проемов в четверик: «Андрей Первозванный», «Богородица», «Вседержитель», «Святой Лев». В северном рукаве на одной из граней композиция «Положение во гроб»; в южном - «Успение Богородицы». В парусах четверика - « Евангелисты». Стены апсиды выкрашены в голубой цвет со звездами. Большой интерес представляет 4-ярусный барочный иконостас. В навершии, в виде разорванного трехлопастного фронтона три иконы: «Моление о чаше», «Положение во гроб», «Несение креста». Все поновлены . В пророческом, первом ярусе иконы в рамах разделяются гладкими колонками. Иконы трех фигурные: «Малахия, Авакум, Антипия», «Илия, Моисей, царь Давид», «Богородица» - в центре, «Царь Соломон, Иона, Самсон», «Иеремия, Исайя, Захария». В апостольском, второго ярусе иконы разделены витыми колоннами. Рамы типа трехлопастных наличников с гирьками. Иконы тоже трех фигурные: «Фома, Иаков, Андрей», «Лука, Иоанн, Петр», «Царь Славы с предстоящими и ангелами», «Павел, Матфей, Марк», «Варфоломей, Симон, Филипп». В праздничном, третьем ярусе иконы сгруппированы по две, а разделяют их резные кронштейны из двух встречных валют. «Рождество Богородицы, Благовещение», «Вход в Иерусалим», «Преображение», «Рождество Христово», Крещение», Троица», «Успение Богородицы».

В местном ряду иконы разделяют полуколонки «виноградная лоза», сквозной резьбы. «Стефан», «Богородица», резной тимпан царских врат, царские врата «Преображение», «Огненное вознесение Ильи Пророка». Самая лучшая живопись, сохранившаяся без поновлений, в медальонах царских врат. Из отдельных икон интересна собранная в одной раме «Преображение», «Благовещение», «Рождество Христово», «Казанская Богоматерь», «Сошествие во ад с клеймами». На иконе «Георгия-змееборца» подпись: «Усердием К.Т.Халадила 1857г октября 10-го». Резная икона с раскрашенной головой Иоанна Предтечи на блюде, резная, более 0,5 м, высотою фигура Нила Столбенского, бронзовое паникадило ХVIII в. представляют наибольший интерес из внутреннего убранства. Стены памятника сложены из кирпича, внутри оштукатурены и побелены. Снаружи только многослойная побелка. Фундаменты бутовые. Пол дощатый. Кровля церкви, барабан, глава, кровля колокольни и шпиль из жести. Основное габариты церкви 21х21м высота /до яблока главы/ - 17м Колокольня 9х9м высота со шпилем -25м.

Историческое описание: Первая деревянная клетская церковь упоминается в 1628 году. План и фасад на бывшую Троицкую церковь составлен Гдовским землемером Ильею Ивановым. В теперешней казенной была доска со следующей надписью: «В 1753 г. июня 28, копорского полка полковник Степанов, сын Хвостов в своем прошении Елизавете Петровне, называя церковь Преображения, в погосте Прибуж, весьма древнею, построенную родителем его, просит дозволения построить казенную церковь». Построил же церковь брат Ивана Хвостова, Семен. Надпись на кресте в церкви гласит: «... при Елизавете Петровне при Стефане, архиепископе Великого Новгорода и Великих Лук 1755 г октября 7 дня, индикта 3-го сия церковь освящена Череменецкого монастыря игуменом Иоилем. Череменецкий монастырь на одноименном озере был под Лугой. Крест не сохранился. Антиминст в храме был освящен митрополитом Гавриилом в 1778 г. Иконостас поновлен иконописцем Выскатской волости Андреем Савиновым. Царские двери и колонны нижнего яруса деревянные. Утрачен верх колокольни. Звоны восьмерика разобраны до половины и покрыты плоским шатром со шпилем. Заложены окна четверикового основания колокольни. Утрачен столб открытой галереи между колокольней и храмом. « В 1860 г. правку фасадов осуществил архитектор Лоренц». Скорее всего, это усложненные профильные карнизы. Внутри церкви сделаны профильные тяги в пятах сводов и розетки с профильным обводом. В замковой части сомкнутых граненых сводов. В 1861 г. храм сделан теплым на средства князя Салтыкова. До начала XX века стояла кирпичная, а затем после ремонта фасады начали белить и белят до сих пор.

Поиск по сайту

Наши соцсети

Пожертвование

Случайное изображение

moscow600.jpg
ИСТОЧНИКИ НЕКОТОРЫХ МАТЕРИАЛОВ:
vidania.ru
svyato.info