Регионы

Случайное изображение

9zum.jpg

Храм Казанской иконы Божией Матери в с. Ильинка

Храм Казанской иконы Божией Матери в с. Ильинка

Судьба этого удивительнейшего храма Астраханской земли - напрямую связана с его местоположением.... А также - с особхрам Казанской иконы Божией Матери - с.Ильинка Володарского района Астраханской областиой милостью его небесной Покровительницы - Приснодевы Марии.

«Село Ильинка Володаровского района (до 1917 года Красноярского уезда) Астраханской области расположена в дельте реки Волги, на одном из островов, образующихся её рукавами остров этот с давних времен носит название Чуркинского, по расположенной в южной части его Высокогорской Успенско - Николаевской Чуркинской пустыни. Пустынь эта древняя, основанная ещё в 70-х годах 16 столетия преподобным Кириллом игуменом - строителем Астраханским. Известна она многими подвижниками, среди которых особенно просиял старец архимандрит Евгений (?- 1850 год), вместе с преподобным Серафимом Саровским получил благословение на монашество от киевского старца Досифея и подвизался вместе с ним в Саровской пустыни, вплоть до своего переселения в Астрахань. Вообще для Астраханской земли Чуркинская пустынь была как своя Оптина, рассадник духовности и старчества. Глубокую связь она имела со знаменитой Глинской пустынью, а через её, её суровый устав, со славными обителями Афонскими.

Ильинка образовалась на северной части Чуркинского острова, на землях графа Безбородко, пожалованных ему в 1783 году императрицей Екатериной II. Сам Безбородко в своем новом имении (которое занимало большую часть Красноярского уезда) никогда не был и им не управлял, а сдавал эти земли в аренду разным откупщикам, которые и владели ими как полноправные хозяева, так часть земель графа Безбородко в конце 18 столетия снял астраханский купец Мултанов. Имение его (ценившееся в основном из-за рыболовных вод) тянулось вдоль речушек Чурки и Лебяжьей. Здесь находились старинные рыболовные промысла Чуркинский и Феодоритовский (последний так назван в честь бугра Феодоритова, где в первой половине 17 века находился Феодоритов скит, куда в 1608 году сторонники Лжедмитрия II выслали монахов Астраханского Троицкого монастыря вместе с игуменом Феодоритом), очень доходные по улавляемости здесь красной рыбе. Купец Мултанов стал селить здесь наемный рабочий люд, который состоял в основном из беглых крестьян.

Только после построения в 1905 году в селе Большой Могой (Также расположенном на Чуркинском острове) церкви в честь Трех Святителей, Ильинка была приписана к этому новообразовавшемуся приходу. Но все жителей поселка не оставляло желание устроить здесь собственный дом. Средств у местного общества на это не хватало, и тогда Господь послал им на помощь рыбопромышленника Николая Плахотникова. Плахотниковы были уроженцами этих мест, занимаясь рыбным промыслом, сумели скопить немалый капитал. Здесь в Ильинке у них был рыбный завод, свой дом, а также имелся и пароход (который после 1917 года, после национализации получил название «Степан Здоровцев»). Немало они помогли и в устройстве в Ильинке школы (Министерства Народного Просвещении), Больницы (Амбулатории), воздвигли в центре памятник императору Николаю II. Когда встал вопрос о построении церкви, Плахотниковы вызвались устроить её на свой капитал. Для этого завезли лес, кирпич, железо для покрытия. Строился храм быстро «в одно лето», и в 1909 году был освящен в честь Казанской Иконы Божией Матери. Выбор этот был не случаен.

Ведь Казанская икона вместе со святителем Николаем, у астраханских рыбаков издревле почитались покровительницей. Поэтому в астраханских низовьях более всего было храмов, посвященных святителю Николаю и Казанской иконе Божией Матери.

Сохранилось описание храма того времени (1910 год, по ведомости страховой оценки церквей Астраханской епархии): «Деревянная, на кирпичном цоколе. Снаружи обшита тесом и покрашена масляной краской. Крыша оцинкованное железо. Длина церкви с колокольней 7 сажень 1 аршин. Наибольшая ширина - 3 сажени ¾аршина. Высота до верха карниза - 2 сажени. На церкви имеется 1 большая главка и одна малая (над алтарем). Средних окон - 7 штук. Дверей наружных, створчатых обшитых железом - 1, одна стеклянна. Иконостас шириной 3 сажени ¾аршина. Высотою 3 аршина 10 вершков. Оценен в 2500 рублей. Печей нет, колокольня в один ярус, высота до верха карниза - 2 сажени 1 аршин». В таком виде церковь фактически сохранилась до наших дней (за исключением небольшого пристроя 50-х годов 20-го столетия и переделанной главки центрального купола) Из-за сравнительно небольших размеров, а также то что он изначально был сделан холодным (отсутствие отопления), Казанский храм получил наименование церкви-часовни и стал приписным к Трехсвятительской церкви с.Большой Магой».

Место нашего храма - очень уединенное, далеко от бурной жизни города и больших населенных пунктов, ведь село Ильинка всегда было очень небольшим, и сейчас, и до революции, - рассказывает настоятель ильинской церкви игумен Иосиф (Марьян).

Сначала храм, еще когда его начали только строить, был приписным, - то есть своего священника у храма не было, церковь была приписана к храму Трех Святителей, расположенному в поселке Большой Могой, ныне почти полностью разрушенному.

Храм наш деревянный, трехкупольный. Ранее колокольня была также деревянной, сейчас она разобрана, поскольку возводится новая, каменная.

Только 3 июня 1917 году Священномученик Митрофан (Краснопольский) Архиепископ Астраханский, - он был первым Владыкой, приехавшим в Ильинку, - отслужил божественную литургию, и благословил иметь причт при храме, так, в церкви появился свой священник.

В храме иконы Казанской Божьей Матери всегда служили только истинно православные священники, - обновленчество не коснулось ильинской церкви. Только во время великой Отечественной войны, когда большинство священнослужителей выслали или подвергли репрессиям, - храм закрывали, но он не был разорен или осквернен... Местные жители охраняли его.

Когда приезжали богоборцы из соседних сел, из райцентра, - коммунисты, комсомольцы, - ломать храм, верующие вставали на его защиту, даже выставляли по ночам пикеты для охраны. Это было очень опасно в те времена, ведь и в городе и в области позакрывали и поразоряли практически все храмы, преследовали не только священников, но и просто верующих...

Рассказывают такую историю... Причем, еще живы свидетели этого поразительного случая - одна из участниц тех событий еще проживает в поселке Володарский, хотя родилась в Ильинке, тогда, в годы Великой Отечественной войны, она была совсем девочкой...

Мужчины, отцы, - были в действующей армии, в селах оставались, в основном, женщины и дети. Семьи тогда были многодетные, - по пять-шесть детей. И вот в это время приехали в очередной раз богоборцы - в непрекращающихся попытках разорить храм.

Матери собрали детишек и сказали, что сами они встать на защиту храма не могут, - их немедленно арестуют и посадят, - ведь время военное, а тут - сопротивление властям... А вот детей, может, и не тронут. И матери попросили своих детей - защитить святыню от поругания, - набрать камней, и камнями отгонять святотатцев от храма. Получается, что тогда именно дети защитили его от разрушения, отстояли храм...

Во времена Советской власти этот храм был единственным на всю округу, где совершались богослужения, потому что храмы в соседних больших селах, - и в Марфино, и в Мултаново, и в Володаровке, и в Могое, были или разрушены или осквернены. И получилось так, что жители всего нашего района приезжали в Ильинку на службу, - а ведь тогда дорог вообще здесь не было, наша церковь всегда была труднодоступной, - остров все же, полное бездорожье...

Я читал в отчетах уполномоченных по делам русской православной церкви, что на пасхальные и иные праздничные службы здесь в пятидесятые годы собиралось до тысячи человек... То есть люди посещали свой единственный храм. А вот в обычные дни на службу приходило не более 15 человек. Это, кстати, пытались сделать одним из оснований для закрытия храма. Но настоятели проводили богослужения и при пустом храме...

Может, поэтому власти ильинскую церковь и не закрывали, - надеялись, что сам по себе так далеко от дорог отстоящий храм захиреет, и насильственно закрывать его не придется. Дорога тяжелая, точнее, - вообще дорог нету, не всякий поедет...

Но местные жители за свой храм держались. И был еще удивительный случай, - уже примерно в семидесятые годы прошлого века. Село уже, можно сказать, начало вымирать, в нем почти не оставалось жителей. Но было около десяти женщин, - уже в пожилом возрасте, которые этот храм опекали, за него боролись, как могли. Они постоянно приходили на службы, в общем, были примерными прихожанками.

Уполномоченный по делам религии пытался храм Казанской иконы Божьей Матери в Ильинке закрыть. Он клеветнически заявлял, что оставшиеся верными храму прихожане - это суть фанатики, мол, они не работают в колхозе, ненавидят Советскую власть... В общем, всячески клеветал их, пытаясь добиться своего - закрытия храма. В то время настоятели не имели власти в храме, они только отправляли там службы, а церковными делами, делами прихода управляли так называемые «десятки» и «двадцатки», - которых должен бы выбирать сам приход, собрание прихожан, однако чаще всего их назначали из удобных власти людей, через которых изнутри можно было разрушать приход. Однако избранные люди также оставались верными своему храму, их разогнали, назначили новых, но храм выстоял. И все же...

Через некоторое время храм все же закрыли на замок.

Верующие обращались и к местным властям, и к Владыке в Астрахань, - но ничего не помогало, церковь категорически отказались открывать. Бывший тогда архиепископом Астраханским Михаил (Мудьюгин) благословил верующих на поездку в Москву, - отправить письмо-обращение к Косыгину, бывшему членом тогдашнего Политбюро Коммунистической партии СССР, с просьбой вернуть храм.

И верующие поехали, и - в какой уже раз отстояли свой храм, он был вновь открыт, начались богослужения. Люди остались верны, - хотя их клеветали, ставили всяческие препоны, оговаривали, - а ведь в те времена было совсем небезопасно прослыть противником власти...Конечно, это, может быть, малозначительные, незаметные факты, но для этого храма они очень важны. Именно любовь и верность прихожан защищала ильинский храм все эти тяжелые годы гонений.

И служившие здесь священники также понимали нужды маленького села... Есть также записи еще одного из уполномоченных по делам Русской православной церкви, - докладная о том, что ильинские батюшки «разбазаривают» церковную кассу, - передавая «деньги безвозвратно» на личные нужды верующих... или «давая их взаимообразно» сильно нуждающимся семьям... Много эти уполномоченные приложили усилий для устранения священников от прихода, отвращения верующих, для закрытия церкви.

Храм жил трудной жизнью, - но жил! И до девяностых годов здесь постоянно шли богослужения, в воскресные дни, в праздники. Священнослужители или временно жили здесь, или приезжали на службу.

Но в девяностых годах божьи промыслом стали возрождаться храмы в Марфино и Володаровке, а ведь именно оттуда были самые многочисленные и постоянные прихожане. И новостроящийся храм в Володарском, который ранее сам был приписным к Ильинской церкви, после освящения стал основным, а ильинский храм теперь уже был приписан к нему... А само село - Ильинка, - к тому времени практически не имело населения, в нем оставалось очень мало жилых домов. Некому стало приходить в наш храм Казанской иконы Божьей Матери, он стал пустовать.

Только дважды в год - на праздники Казанской Божьей Матери - здесь служили литургии, приезжал настоятель Володарской церкви, привозил с собой паломников, своих прихожан, которые и участвовали в богослужении. Затем они все уезжали, а храм почти постоянно стоял закрытым, - в него просто некому было ходить... Храм ветшал, и притвор отваливался, и крыша сильно протекала, была в аварийном состоянии, не было фундамента.

И только чудо - благодатное проявление нерукотворного образа Казанской Божьей Матери на иконе «Всех Скорбящех Радосте», - то есть появление в храме чудотворного образа - спасло храм от полного разрушения и забвения, и более того, - сюда потянуло верующих людей. Приезжают отовсюду - и из Астрахани, и из соседних сел и даже - из соседних регионов.

Конечно, и ранее шли разговоры, - дескать, храм надо восстанавливать, а то он саморазрушается, крыша в аварийном состоянии... Даже приезжала комиссия, но все оставалось на уровне разговоров, мол, нечего тратить деньги на ремонт храма, если село пустеет.

Сама Божья Матерь явила чудо, - и храм ожил. Он живой, он посещается, в нем проводятся богослужения. Явление Благодати - нерукотворного образа на иконе Богородицы, причем, образа иконы нашего храма, - повлекло его восстановление. Потихоньку стало все получаться. Недавно, всего три года назад начались постоянные службы, но уже сколько сделано.

Начались восстановительные работы, строится колокольня, церковь подняли на цокольный этаж, выложен нулевой цикл, строится новый притвор. Завершением станет новая крыша храма и ремонт в самом храме.

Появились люди, которые захотели здесь все восстановить. Появились свои прихожане, каждую неделю приезжают паломники из Астрахани, из окрестных сел. Каждое воскресенье и на праздники проводятся службы.

И еще одно чудо...

В храме имеется закладная доска.... Когда недавно строили фундамент (храм ранее стоял на столбах, без фундамента), хотели сначала сделать просто подвал, - хозяйственные помещения. При этом разбирали столбы, в одном из них, когда выбирали землю под алтарем, нашли закладную доску, где указано, что храм в 1909 году закладывался двухпрестольный, - в честь Казанской иконы Божьей Матери и в честь Святителя Николая Архиепископа Мир Ликийских Чудотворца...

Для нас это было великим удивлением, поскольку ни в одном из имеющихся исторических документов ни слова не сказано, что храм закладывался двухпрестольным... Тогда появилась мысль, - воплотить то желание, которое указали наши благочестивые предки, но почему-то не смогли воплотить, - и сделать храм именно двухпрестольным, как и было задумано строителями и церковью изначально.

По Божьему изъявлению, и по благословению Владыки Ионы, мы делаем двухуровневый храм, - верхний - в честь Казанской иконы Божьей Матери, нижний - в честь Николая Чудотворца. То есть храм все же будет двухпрестольным. В этом, считаю, тоже проявился промысел Божий. Совершается все не по нашему соизволению, а по воле Божией. Только не все это понимают.

Что касается икон храма.... У нас много икон православных праздников, - великих и двунадесятых.

Я уже говорил, что храм не был ни разорен, ни осквернен, иконы в храме сохранились со дня основания храма. При закрытии храма местные жители спрятали иконы, оставив иконостас, он полностью сохранился в первозданном виде. Здесь мало очень старых икон, в основном, - конец Х1Х - начало ХХ веков, то есть основа есть, а сейчас приезжающие и паломники привозят новые иконы. И старые иконы привозят.

Но есть и очень старые иконы, - в основным, видимо, их приносили из разрушенных закрытых храмов, - ведь в 30-е годы здесь позакрывали и разрушили практически все церкви, - кроме разинской, где прихожане спрятали и иконы и иконостас... Иконами из храма Трех святителей в селе Большой Могой, к которому до 1917 года была приписана ильинская церковь, топили печи в школах и сельсовете...

С иконами в храме связаны многие явления Благодати...

Мы знаем, что чудеса бывают ложные и истинные, от Господа, и - для искушения и соблазна человеческого.

Те явления, что в храме - истинные, они явлены всем, а не для одного кого-то, они постоянны, они несут радость и исцеление.

Благодать явлена была и иконой «Всех скорбящих радосте»...

Вначале я тоже сомневался, - это явление естественное или божественное, - может быть, икона сильно обветшала и на ней написали другой образ, а теперь просто проявляется изображение, поверх которого позже была написана икона «Всех скорбящех радосте».

Однако потом, присмотревшись, поняли - это нерукотворный образ, - он не написан, а как бы объемен, выдавлен, выпукл. Обратил мое внимание отец Павел, приезжавший с паломниками. И образ похож на Казанскую икону Божьей Матери в храме, в честь которого наш храм и был освящен.

И чудотворность иконы подтверждается ее воздействием... Она не просто проявилась сама по себе.

Приезжала молодая пара супружеская, долгое время у них не было детей. Усердно молились они иконе, хотя приехали сюда случайно, на Рождество. Послал Господь им ребенка, сейчас у них родилась девочка, дочка.

И еще случай. Приезжал тоже молодой человек, он очень сильно пил... После молитвы, - он через некоторое время приезжает совершенно ошарашенный, и говорит: батюшка, я более не могу пить, не то, чтобы я просто решил бросить пить, - я вообще пить не могу спиртного! Говорит, даже специально пытался, - вообще больше не употребляет алкоголь.

И совершенно поразительный случай. Приезжал человек, говорит, - у меня на предприятии постоянное воровство, даже не знаю, что делать! Приложился к иконе. И далее случается: возвращается он домой, и на этом пути находит того человека, который совершал воровство, а также - и все ранее похищенное имущество.

И еще два случая было явных - исцеления от бесплодия. В нашем селе случилось чудесное исцеление. У молодой пары семь лет также не - было детей. И Богородица помогла, у них родилась дочка Машенька. Таких случаев очень много.

То есть то, что икона проявилась, это явное явление Благодати, с нею связаны многие случаи исцеления людей от заболеваний - тяжелых и тяжких. Люди прикладывались к иконе и получали помощь, о чем говорят, в том числе, и многие приношения, - которые мы расположили внизу иконы.

Вообще в храме много замечательных икон.

Возле чудотворной иконы «Всех скорбящих радосте» находится икона «Благодатное небо», точная копия иконы, находящейся во Владимирском соборе Киева, - икона явно из какого -то иконостаса, храм, видимо, был разрушен, а икона спасена прихожанами...

Храмовая икона Казанской Божией Матери несколько лет назад сильно мироточила, как и многие в храме. Года 3-4 назад мы приезжали сюда с паломниками, которые посещали Чуркинский монастырь. Ильинская церковь тогда еще была закрыта, в нее просто заехали по пути. И мы увидели, что на остальных иконах миро проявлялось чуть видимыми пятнышками, а храмовая икона вся осиялась миром, я сам был свидетелем этого, как и еще человек пятьдесят паломников. Икона деревянная, но она блестела, как металлическая. И был сильный запах мира. Чудесное явление длилось всего несколько дней. И когда приехала другая группа паломников, через несколько дней, явление уже почти прекратилось, оставался только запах, миро вобралось, ушло в икону.

В храме много шитых бисером икон, это подношения храму. Сейчас в Астрахани есть фирма, занимающаяся изготовлением таких икон. Потом мы их освещаем чином освещения.

И еще - много редких для наших краев икон. Например, «Голова Иоанна Крестителя», она представляет собой скульптурное изображение, распространенное в средней полосе России, но редкое у нас. Или икона «Положение во гроб», тоже достаточно редкая икона в Астраханской области, хотя это распространенная икона в центральной России.

Очень интересная икона «Собор Святых». Что удивительно, икона обновлялась, так как была очень темная. На ней изображены Иоанн Воин, Николай Чудотворец, апостол Андрей Первозванный, мученица Александра, святые великомученики, и еще имеется изображение какого-то святого в центре. Я вначале думал, что это какой-то молодой монах, без усов, без бороды, - молодой возраст изображенного позволял думать так. Потом подумал, что это вообще - преподобная монахиня. Приглядевшись, я прочитал, что изображен Боголеп. Что удивительно, обычно он изображается маленьким мальчиком, ему было семь лет, а здесь он изображен юношей. Еще вызывает удивление, что икона эта оказалась здесь в Ильинке. Обычно иконы схимонаха Боголепа распространены в Черном Яру и в Астрахани, а ниже города, - здесь их увидишь редко. Еще большая редкость, - что святой, бывший семилетним отроком, изображен практически взрослым.

Вот икона Первомученика архидиакона Степана из храма Трех Святителей, единственная сохранившаяся, спасенная местной жительницей по имени Валентина из Володаровки, была передана церкви иконы Казанской Божьей Матери в селе Ильинка. Сам храм Трех Святителей - Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова, - в селе Большой Могой был закрыт в конце тридцатых годов, хотя до 1917 года, как уже говорилось, именно к нему была приписана ильинская церковь. В семидесятые годы сгорела крыша храма, а в восьмидесятые годы стали разрушать храм...

Председатель колхоза нанял тракториста, - потому, что местные жители отказывались ломать стены храма, - и одну из стен храма они все же сумели разрушить, - якобы кирпич решили использовать для строительства складов для колхоза. Ничего из этой святотатственной затеи не вышло. И кирпич не использовали, и люди пострадали, - разрушители храма восприняли страшную смерть, - и тракторист, и председатель колхоза.

Это вразумление Господне неверующим...

И не только иконы храма интересны.

Вот на потолке изображения четырех евангелистов, - Св. Иоанна, Св. Матфея, Св. Луки и Св. Марка. Как уже упоминалось, - церковь старая, крыша находилась в аварийном состоянии, протекала. Находившиеся на потолке храма изображение евангелистов утратили краски, сильно потемнели, один из образов пришлось временно снять. Но когда начались постоянные богослужения, образы евангелистов обновились, - краски стали яркими, свежими, «заиграли», они выглядят как свеженаложенные на дерево.

И вот справа от алтаря находится иконостасная икона святого Илии Пророка. Рассказывали, что икона была ветхая, темная, фактически нельзя было разобрать изображение, - однако видите, - она сама вся чудесным образом обновилась, - и лик, и ризы...

Три года назад начала самообновляться икона Николая Чудотворца, изображение было на металле, и вот - уже я был свидетелем, - она вновь заблестела, а была очень темной...

Эти явные явления Божьей Благодати - еще одно благословение храма...

Поиск по сайту

Случайное изображение

11inakino.jpg
При подготовке материалов сайта были использованы следующие источники:
SVYATO.INFO
VIDANIA.RU
PALOMNIKI.SU

-----------------------------------

Реконструкция Великой Отечественной Войны

Сейчас 58 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте